Как сшить русский народный сарафан?

Русский народный сарафан своими руками

Теплом в душе отзывается облик славянки. Он глубоко закреплен в нашем сознании: русая длинная коса, расшитый вышивкой сарафан и, конечно, украшенный бусами кокошник. Национальная одежда во все времена считалась одним из самых красивых и близких сердцу нарядов. В русском народном сарафане смело можно отплясывать как на детских утренниках, в школах, садиках, так и на праздничных мероприятиях.

В этой статье вы узнаете, как сшить русский народный сарафан на девочку самостоятельно.

Как сшить русский народный сарафан

Что понадобится, чтобы сшить русский народный сарафан для ребенка:

  • Ткань: ситец, атлас или сатин. Подойдет любой цвет, какой только ваша душа пожелает: красный, голубой, зеленый, золотой или синий. Понадобится отрез шириной 115 см и длиной 2,5 м. Нужно помнить, кокошник делается из того же полотна, что и платье. Учитывайте это при покупке. Можно взять ткань с запасом.
  • Отделочная узорчатая лента (тесьма, атласные ленты). Они бывают различной цветовой гаммы, с разнообразными рисунками растительной или геометрической тематики, с пестрой вышивкой или разноцветными стразами.
  • Крепкие нитки, не слишком тонкие.
  • Ножницы для шитья и иголки с ушком, измерительная лента, металлическая линейка 1,5 – 2 метра, английские булавки и иголки с бусинкой.
  • Бумага-миллиметровка для построения схемы выкройки.
  • Утюг, гладильная доска, чистящий карандаш. Обязательно отглаживайте изделие во время шитья, чтобы избежать перекосов, заломов.

Если все собрано, можно приступать к работе. Помните, что залог успеха – качественная, хорошо просчитанная, правильно вычерченная выкройка. Попробуйте сделать ее сами или найдите готовый вариант.

– Снятие мерок. Для того, чтобы сделать выкройку народного сарафана своими руками, нужно правильно снять мерки обхвата груди (ОБ). Важно, чтобы человек, с которого снимаются мерки, стоял не напрягаясь, в свободном и естественном для него положении. Обхват груди измеряйте по наиболее выступающим точкам груди и лопаток.

– Выкройка. Длину основания обычно берут 115 см. Высота высчитывается исходя из роста и длины готового костюма, которую вам бы хотелось иметь. Переделайте чертеж, учитывая свои измерения.

– Шитье. Вырежьте из заранее отглаженной ткани две трапеции, сшейте их по бокам. Обязательно оставьте припуски на швы. Кокетку и лямки вырежьте из оставшегося отреза. Лямки можно сделать из отделочной ленты с узорами. Кокетку прострочите по бокам и далее пришейте к нижней части наряда (к сшитым трапециям). К центральной части передней стороны прострочите отделочную полоску с узорами. Так же ею украшается и низ. Лямки сложите и прострочите, после чего пришейте к кокетке. Обшейте кокетку отделочной лентой.

Затем остается только отгладить изделие и насладиться своей работой.

Дополняем костюм аксессуарами

При упоминании слова «Кокошник» буквально сразу в голове вырисовывается образ красивой русской девушки. Вы можете сделать этот колоритный головной убор самостоятельно за короткое время.

Материалы, которые понадобятся, чтобы сделать кокошник своими руками:

  • Плотный картон. Для большей плотности можно склеить два картонных листа клеем ПВА. Картон берите любого цвета, ведь ткань спрячет его (если вы планируете кокошник из светлых и тонких тканей, учитывайте, что они могут просвечивать).
  • Шаблон. Его можно нарисовать или скачать готовый вариант и распечатать.
  • Ткань. В идеале ваше одеяние и головной убор должны быть сделаны из одного и того же материала или выдержаны в одной цветовой гамме.
  • Украшения (стразы, бисер, пайетки, камни, блестки и бусинки).
  • Широкая атласная лента или тесьма.

Как сделать кокошник своими руками:

– На очень плотный картон нанесите рисунок с помощью шаблона и вырежьте каркас всего изделия. Оставьте припуски на швы. У вас получится плотный гребень и ткань для его обшивки. Напомним, что она должна быть идентичной материалу костюма, чтобы получился единый комплект.

– Сшейте переднюю и заднюю заготовки. Нижние края пока не трогайте. Закончив, закрепите нитки. Наденьте получившийся чехол на каркас и зашейте нижнюю часть. Теперь можно пришить ленточку или тесьму. Оставьте достаточную длину, чтобы кокошник можно было завязать на голове.

– Приступаем к украшению. Готовый аксессуар сперва украшается по краям, потом в центральной части. В процессе украшения можно применить весь свой творческий потенциал. Расположите бусины на нитке по краям. С ними пришейте большие стразы, а мелкие приклейте россыпью. Используйте пайетки, бисер, стеклярус – кокошник получится очень нарядным!

Завершаем образ русской красавицы – накладываем грим

На сцене и взрослые, и дети входят в образ и становятся настоящими артистами. Грим поможет быстрее перевоплотиться в новую роль и исполнить ее с удовольствием! Не стоит переживать о вреде косметики для детской кожи. Нанесение проверенных косметических средств, театрального грима и аквагрима безопасно для кожи, если нет специфической аллергии.

Цель грима состоит в том, чтобы выделить лицо, сделать его ярче и избежать безликости на сцене. Косметику стоит наносить на чистое лицо. Обязательно нужно уделить внимание бровям, так как их могут просто не увидеть из зала из-за яркого света софитов. Красим глаза тенями: голубыми, серыми или розовыми. Рисуем стрелки черной подводкой и используем тушь для ресниц. Можно добавить клеевые стразы, липкие разноцветные тени и блестки для большей выразительности глаз. Щеки слегка окрашиваем розовыми румянами. Только не переборщите, чтобы не получился эффект дочери мачехи из сказки «Морозко», конечно, если вы не добиваетесь именно этой цели. Губы красим помадой, но не слишком яркой.

Грим для взрослых подразумевает более яркие цвета в макияже, чем при создании повседневного образа. Подкрасьте ресницы, уделите внимание бровям, румянам и губам – образ русской красавицы получится всем на загляденье!

Русский народный сарафан

Рясная Наталья Валерьевна

Русский народный сарафан – это очень красивый наряд, и пусть мы не носим подобную вещь в повседневной жизни, но некоторые элементы русской национальной одежды часто можно увидеть в современной моде. Сегодня мы сошьем с вами русский народный сарафан.


Национальный сарафан включает 6 деталей (по два элемента уходят на боковые детали, передняя и задняя половинки) и подклад до бедер. При пошиве наряда вытачки на груди и спине необходимо строчить одновременно с подкладом, а на боковых сторонах все строчки выполняем на талии, тем самым выделяя ладный силуэт. Сзади русско-народного сарафана, посередине спинки, делается складка до талии, а потом уже наряд идет свободного кроя. Выполнить оформление всего наряда, применяя украшение, а центр русского сарафана, моделирующий пристежку, можно декорировать интересными пуговками. Примерно материала уйдет по выкройке на национальный сарафан и кокошник – 800 см шелка и вискозы на сарафан, 300 см бязи на подклад, 300 см шелка на рубашку, 400 см бязи на нижнюю юбку.

Национальная одежда остается популярной при использовании в театральных спектаклях, на концертах и у людей, которые занимаются проведением мероприятий. Для всех этих людей будет полезна статья, как сшить русский сарафан своими руками.

Русский сарафан носят и в наше время, только немного изменили фасон. Простота модели и применение различных тканей по оттенку и текстуре дают право носить такой фасон и для работы, и для отдыха. Но в статье подробнее рассмотрим выкройку старинного русского сарафана.
Для этого нам требуется:
• Плотный одноцветный ситец, сатиновый материал – 250 см и шириной 110 см
• Яркий материал с меленьким узором 200 см и шириной 90 см
• Украшение (кружевная ткань или тесьма) 1000 см
• Бумага, чтобы начертить выкройку
• Сантиметровая лента

Этапы работы:

1. Для начала необходимо снять с себя мерки спины и груди. На бумаге нарисовать личную выкройку, исходи из своих замеров.

Берем материал из ярких алых цветов и вырезаем элементы нашего сарафана. Получится кокетка и лямки задуманного наряда. Оставшийся цветной материал требуется нарезать на полоски шириной 7 см, чтобы потом выполнить оформление сарафана.
2. далее вырезаем 2 трапеции из одноцветной ткани. Высота трапеций зависит от выбранной длины сарафана. Длина основания внизу 110 см, вверху выполните разным. Сзади полотно необходимо сделать на 5 см больше, чем ширина спинки, перед на 8 см.
3. прострачиваем боковые детали кокетки, обрабатываем каким-либо украшением ее верх.
4. в центре переда прострочите для отделки цветную ткань. Скрепите ее одновременно с украшением, располагая по вдоль строчки.
5. прошейте боковые детали переда и спинки изделия. Низ необходимо отделать полоской из цветного материала по вдоль строчки с украшением.
6. прострочите кокетку и низ изделия. С помощью утюга погладьте все строчки с изнаночной стороны. Лямки сверните напополам, прошейте их, распределяя украшение по краю. Погладьте лямки и откорректируйте их положение и длину наряда, когда примерите на себя. Пришейте лямки к кокетке.

Кокошник можете сделать по следующему принципу:

Итак, наш русский народный сарафан готов!

Выкройка русского народного костюма

Выкройка русского народного костюма

Косоклинный распашной сарафан

Косоклинный распашной сарафан, или сарафан со швом спереди (клинник, косоклинный, семиклинный, костыч, сукман, кашемирник, кошто), — второй тип народного женского сарафана.
Форма сарафана трапециевидная, состоящая из двух полотнищ, спереди соединенных посередине застежкой на пуговицы или швом. Форма сарафана дополнялась полотнищем по спинке и клиньями разной величины и отличалась по принципу сужения и расширения. Отмерив нужную величину размера верха изделия, полочки и спинки, лишнюю ткань срезали и дополняли ею низ изделия.

Читайте также:  Аглаонема: уход в домашних условиях

ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ КОСОКЛИННОГО САРАФАНА ПРИ ШИРИНЕ ТКАНИ 1 М 40 СМ
Размерные признаки фигуры (мерки): длина изделия; От I, От II, Шг, Шс — заданная величина размера 17—20 см, ШПр — вычисляема. Длина изделия — от линии От 1 до нужной длины, чуть ниже щиколотки.
1. Берем 2 длины изделия ткани шириной 1м 40 см.
2. Полочка:
• определяем центр, прокладываем цветной нитью или мылом
• от центра влево и вправо откладываем вытачку по 1 см или 1,5 см, прокладываем линию
• определяем ширину груди, откладываем Шг влево и вправо от вытачки
• определяем глубину проймы, из конечных точек ширины груди вниз откладываем 6-7 см, влево и вправо проводим линии
• опр I — (Шс 20 см + Шг) = : 2 =
• из конечных точек проймы с левой и правой стороны проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
• деталь полочки вырезаем ножницами, лишнюю ткань в форме клина переворачиваем и прикладываем к боковой стороне детали полочки, таким образом расширяя форму полочки в трапециевидную.
3. Спинка: второе полотнище ткани
• определяем центр полотнища
• определяем высоту и ширину лямкодержателя Н=4—5 см, ширина 3—4 см; ширина лямкодержателя определяется в зависимости от ширины лямок
• от центра спинки откладываем 17—20 см (поделив пополам) влево и вправо
• из конечных точек спинки проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
• вырезаем деталь спинки, лишняя ткань в форме треугольника — клина переворачивается и прикладывается к боковому шву изделия, т.е. к детали спинки 98
• бретели: определяем длину и ширину бретелей, вырезаем верхнюю и нижнюю деталь бретели, бретель дополняется прокладочной деталью, которая вкладывается между двумя основными деталями
4. Крой подклада сарафана.
Косоклинный сарафан по народным традициям пошива изделия дублировался, в основном дублировалась полочка. Спинка не дублировалась, поскольку она имеет более сильное расклинение, чем полочка. Сарафан можно дублировать двумя способами:
Первый способ, когда дублируется вся полочка и линия низа сарафана так называемым «оподольником» высотой 12—15 см.
Второй способ дублирования сарафана заключается в обработке сарафана подкладочной тканью (ситец, холст) до линии талии. Крой подклада производится по тем же принципам кроя, который присутствует в сарафане.
Все линии среза, бретели, верхняя часть сарафана — полочки и спинки, линия низа изделия — обрабатываются цветным руликом.
Материалы для пошива сарафана: шелк, шерсть, полушерсть.
Подкладочные материалы: ситец, бязь, холст льняной.
Материалы для декоративного оформления: ленты золотистого цвета, жаккардового переплетения, пуговицы круглые на ножке, шнур для петель, тесьма орнаментальная или одного цвета. Цветной рулик (бейка).

РУБАХА ТУНИКООБРАЗНОГО ПОКРОЯ

Крой рубахи производится на ширину холста— 40 см. Туникообразная рубаха состоит из центрального полотнища, состоящего из двух длин, равных длине изделия, боковых полотнищ рукавов и клиньев.

Крой рубахи
1. Эскиз.
2. Предварительный расчет.
3. Размерные признаки.
Длина изделия; длина рук; обхват шеи.
Крой центрального полотнища: берем 2 длины холста, равных длине изделия (Д.изд.)
Полотнище холста перегибаем пополам, одна часть полотнища приходится на полочку, другая на спинку.
Находим центр полотнища, влево и вправо (по горизонтали) откладываем по 8—9 см, по вертикали от центра откладываем к спинке — 4 см, к полочке 8—9 см. Оформляем горловину плавными линиями и делаем разрез по полочке (пазуха).
Крой рукавов
Берем три длины полотнища, равных длине рукава, длине рук.
Две длины полотнища оставляем цельными, третью длину разрезаем пополам и надставляем к двум предыдущим полотнищам. Ширина рукава — 40 см (ширина холста) и 20 см дополнительного полотнища.
Ширина рукава составляет 60 см.
Крой лотнищ боковых полотнищ
Длина боковых полотнищ туникообразной рубахи составляет:
длина изделия —
ширина рук — 30 см, длина боковых полотнищ 90 см. Ширина полотнища — берем две длины холста (боковых полотнищ), равных 90 см, каждое разрезаем 90—20 см, прилегают к рукаву и центральному полотнищу в боковой части (с левой и правой стороны).
Крой клиньев
Традиционным решением формы клиньев является квадрат и треугольник. Клинья могут быть цельновыкроенными или со швом. Для цельновыкроенного клина используем квадрат 17×17 см или 15×15 см.
При пошиве один клин по диагонали перегибаем попалам, одна часть приходится на спинку, другая на полочку.
Крой обтачки.
Обтачка кроится по диагонали. Ширина обтачки 1,5 —2 см.

НАРОДНАЯ ЖЕНСКАЯ РУБАХА БЕЗ ПОЛЯКОВ
Народная женская рубаха без поликов изготовлена из тонкого льняного полотна, шириной — 65 см. Крой рубахи решен по принципу составной, (составная — составлялась из двух различных материалов, фабричных тканей и холста домашнего производства).
Рубаха без поликов включает стан, станушку, рукава, клинья.
Стан — нижняя часть изделия, состоит из двух деталей, длиной — 75 см, шириной — 65 см.
Станушка — рукава — для решения рукавов использованы 2 длины льняного полотна, длиной 40 см,
шириной 65 см /40×65 см/.
Дополняют ширину рукава 2 куска ткани, размерами 40×15 см, общая ширина рукава составляет
80 см.
Клинья — цельновыкроенные, 2 детали для спинки и полочки, размерами 8×15 см.
Кокетка — 2 детали, спинка — длина 28 см, ширина — 50 см /28×50 см/. Полочка — длина 23 см,
ширина 50 см. Разница в 5 см длины кокеток дается для посадки изделия и оформления горловины.
Этот метод позднего решения, наблюдаются и такие варианты, когда кокетки кроят одной длины.
Особенности рубахи без поликов.
В народном крое рубахи без поликов ширина кокетки почти всегда меньше ширины стана /ширина кокетки 50 см, ширина стана 65 см.
При соединении эти детали рубахи имеют выступообразную форму, выступ на «стане» является местом %
для расположения поликов, которые заменяют рукава.
Горловина и рукава в рубахе без поликов собираются в мелкие складки, горловина обшивается обтачкой
1,5—2 см, рукава манжетом 6—7 см.
Рубаха без поликов имеет вышивку, по стану проходит композиция бордюрного построения, высотой в 4,5 см, вышивка — «роспись». Орнамент зооморфный с исключением растительного мотива /птица + дерево/. Станушка: рукава /основные полотнища/, обтачка и манжеты вышиты гладью и «крестом», сетчатого и линейного раппортов. Орнамент геометрический: восьмиконечные и четырехконечные розетки.

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Сборник (повойник) — головной убор замужней женщины. Форма головного убора состоит из 2 деталей: донца и очелья. Очелье выполняется из сатина, донце на твердой основе (картон, холст, парча, метонить) вышивается золотой или серебряной нитью. Орнамент растительный «древо жизни». Головной убор изготавливается на подкладе, материалом которого служит ситец набивной. Подклад выкраивается так же, по тем же принципам, что и повойник. Донце и очелье подклада сшиваются, вставляются в головной убор, закрепляются по верхней линии вокруг донца воздушными петлями. Линия низа повойника вместе с подкладом обрабатываются косой бейкой другого цвета и тона.
Построение головного убора. Описание кроя. Размерные признаки головы (мерки): О. (обхват) головы — … Ш. (ширина) лба — Очелье: по горизонтали откладываем О. гол. — …, по центрально- осевой линии высота детали 8—9 см, высота может быть меньше или больше.
Высота очелья в затылочной части меньше на 2—3 см, т.е. от центральной части детали заужаются. Детали очелья кроятся так: одна из основной ткани, другая из подкладочной.
Донце — овальной формы, по центрально-вертикальной линии составляет высоту 21 см, по горизонтальной 14,5 см. Детали донца кроятся из основной, прокладочной и подкладочной ткани.
Карельский женский головной убор — «Сорока» Форма головного убора мягкая, вытянутая, в виде завязанного платка.
«Сорока» состоит из 2 деталей: донца и очелья.
Очелье: центральная часть головного убора, выполняется из красного сатина и вышивается желто-оранжевыми нитками, геометрическим орнаментом. Рисунок орнамента подчеркивается черной нитью.
В декоративное оформление очелья входили поэтки. К очелью, к центральной части, пришиваются кусочки дорогостоящих тканей (бархат, шелк).
Продолжают форму очелья завязки, которые выполняются из сатина другого цвета и тона.
Донце — верхняя часть головного убора — выполняется из дорогостоящих фабричных
материалов: шелка однотонного или с цветным рисунком. Головной убор подшивается ситцевым подкладом.
Подклад кроится так же, как и верхняя часть головного убора. Нижняя линия головного убора «сороки» обрабатывается цветным руликом.
Построение формы женского головного убора «Сорока».
Размерные признаки (мерки):
О. (обхват) головы — …, Ш. (ширина) лба — …
Очелье: по горизонтали откладывают О гол. — 57 см, находим центр, определяем высоту очелья 9 см. Отмечаем ширину лба (ширину и высоту центральной части головного убора). Ш.— 13 см, h — 7,5 см.
На концах детали определяем высоту завязок 5—7 см, точки соединяем.
Донце — имеет длину 40—41 см по центрально-осевой линии, вверху детали в области очелья ширина составляет 5—6 см, линия донца закругляется и имеет овальную форму, внизу ширина детали — 20 см.

Мастер-класс по пошиву «Русский народный женский сарафан»

Галина Крецу
Мастер-класс по пошиву «Русский народный женский сарафан»

У каждого народа есть свой традиционный наряд. В России такими костюмами являются рубака, штаны и кафтан для мужчин, и сарафан с рубахой для женщин. Русский народный женский сарафан представляет собой платье, которое шьется чаще всего без рукавов.

Читайте также:  Актара для комнатных растений: способы применения и отзывы садоводов

Длинные русские народные сарафаны представительницы прекрасной половины человечества любили одевать на различные события и мероприятия. В таких сарафанах можно было вечерком прогуляться по улице, посетить ярмарку или просто навестить своих соседей.

23 октября мы приняли участие в районном семинаре «Организация и проведение праздников в детском саду». С помощью частушек решили представить свой творческий отчёт по теме “Народное творчество в нашем детском саду”. Ну и какие же частушки без русского сарафана. Времени на пошив костюмов было мало, всего четыре дня. Спасибо моей маме (она у меня швея) за то, что научила меня шить с детства. Оговорюсь времени мало, а сшить нужно было пять Русских народных женских сарафанов. Вот что у меня получилось.

Для пошива одного сарафана необходимо:

• Два метра ткани – брали атлас,

• Пять метров ленты,

• Нитки для шитья,

• И конечно же швейная машина.

Итак,начнём. Делаем выкройку. Здесь нужен ещё один мастер-класс,но для тех,кто шьёт будет понятно. Русский сарафан свободного покроя,так что делаем его широким:

Пользуюсь скотчем для фиксации:

Два метра ткани складываю вдоль пополам,а потом ещё раз пополам поперёк. Будем резать сразу четыре полотнища. Слева оборка.Остальная ткань для запасных деталей:

Берём два полотнища сарафана. Сшиваем боковые швы. Сшиваем все части оборки,обмётываем края. Вырезаем по косой ткани рулик. Всёпроглаживаем:

Обрабатываем пройму сарафана руликом.Делаем сборку на оборочке:

На низ сарафанапришиваем оборку и по лицевой стороне пришиваем ленту вот так:

Принимаемся за верх сарафана. Делаем сбору спереди и сзади вот так.Самый верх обметала мелким зигзагом:

И пришиваем ленту:

Не забываем про брительки. Выкраиваем,прострачиваем,выворачиваем,утюжим,пришиваем:

Из остатков ткани и ленты сделала вот такой пояс:

А это результат.Подготовка к выступлению:

И выступление. В дальнейшем планируем украсить сарафаны:

Мужской костюм тоже шила я лет десять назад для нашего местного казачьего коллектива. Жаль что нет фото костюма донской казачки.

Конспект НОД во второй младшей группе «Кукла в русском национальном костюме» Программное содержание: 1. Познакомить с русским национальным костюмом: женским – сарафаном, рубахой, лентой. Мужским костюмом – рубахой.

Презентация «Русский народный костюм» Данная презентация на тему “Русский народный костюм” может быть использована как наглядное пособие на занятиях для детей старшего дошкольного.

Как сшить русский сарафан

Как сшить русский сарафан

Русский народный сарафан – безрукавный предмет одежды крестьянского женского этнического костюма. Модель простого кроя представляет собой цельную или состоящую из лифа и юбки удлиненную конструкцию на бретелях плотно прилегающего силуэта, расклешенную, с завышенным уровнем талии или отрезным поясом.

Традиционная модель претерпевала различные изменения с 12 до начала 20 века. В современной моде изделие существует в стилизованном виде. Популярный вариант длины изделия – в пол.

Особенности конструкции

Исторически каждый российский регион имел собственный фасон народного костюма. Выкройки русских сарафанов различались в зависимости от возраста, социального и экономического положения женщины.

Изначально изделия были многосоставные и тяжелые. Модели шились из шерсти и окрашивались в темные цвета. В домашнем быту использовались сатиновые легкие варианты. Возможность шить модели из цветных тканей, произведенных фабричным способом, российские женщины-крестьянки получили в начале 19 века.

Фасоны традиционного изделия

  • Прямой, слегка расклешенный.
  • Прямой со сплошным швом спереди (с застежкой из ряда пуговиц).
  • Расклешенный (слегка или сильно), состоящий из лифа и юбки.
  • Расклешенный при помощи выкроенных по косой боковых клиньев.

Классическая модель складывается из шести частей и снабжается подкладкой, достигающей уровня бедер. Передняя, задняя и боковые полотна состоят из двух деталей. Боковые швы выполняются на уровне талии. Складка, расположенная в центре спины сзади, зашивается на уровне талии, а после ложится свободно.

При раскрое простой модели значениями обхвата талии и объема бедер можно пренебречь.

Застежка – сплошной ряд пуговиц цветного стекла – проходит по центру переднего полотнища. Отделкой модели служит кружево, дополненное тесьмой фигурного типа.

Изделие со сплошной застежкой

Широкая модель (либо конструкция с вытачками в области талии) снабжается передней сплошной застежкой из пуговиц.

Перед тем, как сшить русский женский костюм подобного фасона, необходимо определиться с его длиной и снять основные мерки:

  • длина от края плеча до уровня груди;
  • грудной обхват;
  • длина от уровня груди до низа изделия (щиколотки).

Ход работы

  1. Основой кроя служит объемный прямоугольник. Его ширина определяется значением половины обхвата туловища под грудью. Высота прямоугольника – длина готового изделия. Припуски для обработки краев достигают 4 см.
  2. Верхняя часть модели представляет собой трапецию с высотой, равной длине от верхней точки груди до линии начала подола. Бока грудной линии следует закруглить, чтобы после построить пройменные вырезы.
  3. Ширина бретелей варьируется с учетом общей ширины. Длина равна удвоенному расстоянию от плеча до начала области груди.
  4. Чтобы грамотно скроить модель, детали построения переносят на ткань с учетом припусков.

Расклешенная широкая модель

Свободное изделие снабжается бретелями, берущими начало из центра переднего полотнища и заканчивающимися в области пройм на спине.

В данном случае понадобится определить расстояние от подола до уровня пройменных вырезов (длина изделия). А также обхват груди, увеличенный в 2,5 раза (ширина юбочной части).

Детали выкроенного сарафана

  • Переднее полотнище – 1.
  • Заднее полотнище – 1.
  • Клинья – 4.
  • Бретели – 2.
  • Обтачки верха – 2.

Ход работы

  1. Юбку сшейте из двух полотнищ, и тогда изделие получится прямым. Модель А-силуэта создается с помощью четырех клиньев, выкроенных по косой. Клиновидные фрагменты соединяют основные полотнища по бокам. Их можно сложить из мелких тканевых отрезков (лоскутов). Полочки и спинка в данном случае могут снабжаться карманами накладного типа.
  2. Кокетка выглядит как полоса, длина которой соответствует мерке обхвата груди. С каждой стороны полоса удлиняется на 6 см. Ширина кокетки – 10-12 см.
  3. Ширина лямок составит 10 см, длина – 40 см.
  4. Сшиваемые детали в первую очередь объединяются по бокам.
  5. Первый центральный шов располагается сзади, но не закрывается полностью. В верхней части необходимо оставить незакрытое пространство для выреза и одной пуговицы над ним.
  6. Изделие аналогичного кроя предполагает использование бретелей-кокеток и отделки из цветной ленты.

Ход работы

  1. Из ткани одного цвета вырезаются две детали, которые будут одновременно выполнять функции бретелей и частей кокетки.
  2. Отделка изделия – лента того же типа шириной 10 см.
  3. Из ткани вырезаются две трапециевидных детали, их высота равна длине изделия.
  4. Необходимо проследить за тем, чтобы ширина заднего полотнища оказалась на 5 см больше мерки спинной ширины.
  5. Боковые края фрагментов кокетки соединяются. Верх обрабатывается с помощью декоративной тесьмы.

Рекомендации по комбинированию изделия

Модель «в пол», выполненная из шелка или хлопчатобумажного полотна яркой расцветки, дополняется белой рубашкой до уровня бедер (материал модели – шелк, лен). Хорошо, если она отдекорирована мелкой вышивкой «мулине». Нижний срез рубашки снабжается клиньями.

Рукав прямого типа собирается и закладывается в области плеча. Длинный рукав (до кисти) оформляется резными зубцами и собирается с помощью эластичной ленты.

Горловина и застежка декорируются узкой кружевной полосой и тесьмой фигурного типа.

Сарафан, как элемент русского народного костюма

искусствовед Дедкова Нина Николаевна

Историческая справка

Сарафан – собирательный термин, обозначавший длинную горничную одежду на широких плечиках или лямках.

Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sapara» или «saparai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами. В зависимости от материала, кроя или места бытования сарафан мог называться: саян, сукман, касталан, ферязь, шубка, клинник, атласник, кумачник, штофник, бархатник, пестрядник, костыч.

Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин “сарафан” как вид женской одежды упоминается в текстах XVII в. Это была одежда в виде цельного платья с рукавами или без них, с пуговицами или без пуговиц, надевавшееся через голову.

В XVIII – XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, в центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины.

Наряду с холщовой рубахой сарафан входил в состав женского крестьянского костюма преимущественно в северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской России, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм.

Впервые термин «сарафан» применительно к женской накладной или распашной одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Эта была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках. Вопрос о том, был ли известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бытовал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как «ферязь», «касталан», «сукман», «саян», «шубка». Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как аналог термину сарафан. Другие исследователи считают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ранее одежде на лямках. В XVII веке сарафан, с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых слоев населения (.купечество, ремесленники, крестьяне). С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до начала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50…60-е годы как погребальная одежда.

Ткани для сарафанов

В связи с большим спросом среди купечества, мещанства и зажиточного крестьянства на шелковые ткани для изготовления традиционных русских сарафанов отечественные мануфактуры в конце XVIII в. наладили выпуск специальных “сарафанных” тканей. Центром их производства был Коломенский уезд, г. Коломна.

Сарафанные ткани поражают яркостью расцветок и броскими узорами. Чаще всего это были изображения букетов цветов, которые заключались в клеимы, обвитые лентами, концы лент завязаны бантами. Характерной особенностью этих тканей было использование в узоре черных нитей. Это создавало иллюзию объемности рисунка, подчеркивало в нем игру светотени.

Н. Солонинкин. “Хоровод”. Миниатюра. 1992г. Федоскино.

По качеству материала костюма определяли степень зажиточности и даже сословную принадлежность его владельца. Так, крестьянские девушки в соответствии с их богатством или бедностью в праздник водили отдельные хороводы: наиболее богатым был хоровод “бархатниц”, затем хоровод девушек, одетых в “гарусники” – сарафаны из шерстяной ткани, а бедные составляли хоровод из одетых в “ситцевики”.

В зажиточных семьях праздничные сарафаны шили из парчи, шелка, бархата. В северных губерниях самыми завидными невестами считались девушки, носившие “золотые” сарафаны вышитые золотными цветами по белой ткани.

Вместе с тем в некоторых северных губерниях девушкам до двадцатилетнего возраста не полагалось носить сарафаны из атласа или гаруса.

Бережное отношение крестьян к своей одежде подтверждается также и тем, что в особо праздничных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять столь тяжело доставшийся наряд. На свадьбе невесту в самом дорогом сарафане под руки выводили к гостям, после чего ее уводили и переодевали в менее дорогой. Шерстяные же праздничные наряды не стирали и не гладили вовсе, хранили аккуратно сложенными в специальных сундуках – больших коробах из липы.

Типы сарафанов

К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов:

  • туникообразный глухой косоклинный;
  • косоклинный распашной или с центральным передним швом;
  • прямой круглый или московский; прямой с лифом;
  • прямой с лифом на кокетке (полуплатье).

Типы конструкций русских сарафанов (основные и производные)

1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан

Этот тип сарафана являлся самым древним и просуществовал до конца XIX века под названиями «шушун», «саян», «ферязь», «дубас», «глухарь», «костолан» и др. Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант – глухой туникообразный сарафан – шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища сарафана. Бока его в швах расширялись вшивавшимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с подклинками.

Вырез ворота делался в центре перегнутого полотнища. Он был небольшим (округлым или прямоугольным) с неглубоким нагрудным разрезом, с застежкой на пуговицу или с завязками.

В процессе своего бытования глухой сарафан претерпел некоторые изменения в крое. Его перестали шить туникообразным – широкие лямки начали выкраивать вместе с небольшой спинкой из заднего полотнища ткани. При этом переднее полотнище продолжало делаться цельным.

Девичья праздничная одежда. Вторая половина XIX века. Воронежская губерния.Государственный исторический музей.

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из тканей домашнего изготовления – красного сукна, черной и темно-синей шерстяной домотканины, белого и синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади откидные фальшивые декоративные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Этот сарафан был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

2. Распашной или с центральным передним швом косоклинный сарафан

Шился такой сарафан из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани.

Праздничная одежда. Первая половина XIXв. Тверская губерния. Государственный исторический музей.

Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях – Новгородской, Псковской, в Сибири и на Алтае, в Восточной Латвии, а также в указанных выше южнорусских губерниях.

Праздничная одежда. Начало XIXв. Север России. Государственный исторический музей.

Ткани, использовавшиеся для изготовления распашных косоклинных сарафанов, были самыми разнообразными. Среди них встречались холщовые и шерстяные домашней выделки ткани различных цветов, а также набойка, бархат, парча, полупарча, тафта, штофный шелк, кумач, нанка, китайка и другие хлопчатобумажные фабричные ткани. Часто для тепла или придания жесткой формы сарафаны шились на холщовой подкладке.

На края передних пол сарафана или соединявший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы – дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, металлические с цветными стеклянными вставками. Их количество и ценность зависели от того, на какого назначения сарафан они нашивались.

Праздничная одежда. Конец XVIII – начало XIXвв. Север России.Государственный исторический музей.

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные – из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных – металлическое кружево, позумент, бахрома, шелковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором в верхней части.

Сарафан. Начало XIXв. Олонецкая губ. Российский этнографический музей. г.С.-Петербург.

3. «Круглый» или «прямой» («московский») сарафан

Наиболее популярным и широко бытовавшим почти на всей территории расселения русских крестьян к середине XIX века стал третий тип сарафана, получивший название «круглого» или «прямого» («московский»).

Одежда крестьянки. Конец XIXв. Архангельская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

Он шился преимущественно из ткани фабричного изготовления, в виде широкой высокой юбки, присборивавшейся на груди. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивали лямки.

Узкие лямки сарафана выкраивались из той же ткани или тесьмы и пришивались на груди и спине.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов. Праздничные – из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов, украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Он шился из четырех – шести прямых полотнищ ткани – «точей». Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

Праздничная одежда. Конец XIX – начало XXв. Вологодская губерния. Государственный исторический музей.г.Москва.

Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Последний назывался “с передком” или “с грудкой”.

4. Сарафан с лифом

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом. Он состоял из двух частей: пышной сосбореной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа. Застежка делалась по центру переда на пуговицы или крючки и петли.

Такие сарафаны бытовали в центральных районах России. Сарафан с лифом стал прототипом безрукавного приталенного платья.

В современное время модные дизайнеры в своем творчестве часто обращаются к теме русского народного костюма и в частности к теме русского сарафана. На подиумах все чаще и чаще можно увидеть элементы этого русского народного костюма.

Читать другие статьи

Читайте также:  Юбка из фатина для девочки своими руками
Добавить комментарий