Роспись матрешки: поэтапное описание работы, мастер класс

Роспись матрешек: поэтапное описание работы, мастер-класс и рекомендации

Кто не знает, что такое матрешка? Эти яркие расписные фигурки из дерева знамениты на весь мир. Эти сувениры имеют характерные черты, присущие русскому народному творчеству. Соблюдая технологию и проявляя аккуратность, роспись матрешки (мастер-класс по выполнению которой представлен в этой статье) можно сделать самостоятельно.

История возникновения

Матрешка издавна стала русской народной традицией, начало которой положил художник Сергей Малютин, убежденный последователь национального колорита и стиля. Кукла, выточенная из цельного дерева, стала самым ярким и узнаваемым символом нашего народа. А все потому, что искусно изображенная женщина в праздничном наряде смогла передать всю глубину русской души и этнографических традиций.

Оригинальная особенность в виде вкладывания одной матрешки в другую была придумана благодаря подсказке в виде японской разъемной игрушки «мудрец Фукурума». На сегодняшний день русская матрешка является всемирно известным сувениром, а набор игрушек, состоящий из 37 кукол, вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

Особенности русской красавицы

Матрешка представляет собой молодую женщину, которую нельзя вообразить без нарядного платочка и румяных щек. Кукла всегда имеет округлую форму.

Красный цвет является преимущественным, с его использованием получается яркая матрешка, роспись по дереву в данном случае (наряд игрушки) не обойдется без этого цвета.

На переднике обязательно должны присутствовать крупные цветы, ведь матрешка является олицетворением не городской, а крестьянской девушки.

И хотя вышеперечисленные особенности делают их похожими друг на друга, будто бы их изготавливают с одного шаблона, однако виды и оттенки используемых красок зависят от отдельного региона и его традиций.

Разновидности

В каждом регионе России матрешек расписывают по-особенному. Существуют отдельные виды всемирно известного сувенира из России. Каждый из них уникален и отличается определенными признаками:

  • Семеновские матрешки характеризуются примитивным стилем, он доступен даже начинающим мастерам, у которых нет художественного образования. Еще один признак семеновской матрешки – это фартук с изображением огромной розы. Для росписи чаще всего используют желтую, красную и синюю краску.
  • Роспись матрешек в тверском стиле отличается своими сюжетами. В данном случае чаще всего изображают исторических персонажей. Также на фартуке могут красоваться пейзажи, цветы или шедевры русской архитектуры.

  • Сергеевский стиль росписи матрешек считается одним из наиболее популярных. Зачастую фигурки имеют множество мелких деталей – это может быть сноп из колосьев, букет цветов или лукошко с ягодами.
  • Вятские матрешки обладают голубыми глазами и застенчивой улыбкой. Фигурки, выполненные в вятском стиле, считаются наиболее востребованными по всему миру. Уникальность изделий заключается в оформлении с использованием натуральной соломы.

Роспись матрешек

Процесс росписи происходит при использовании специальных техник, которые делятся на несколько этапов. Грунтовка, окрашивание и покрытие лаком требуют художественного подхода, поэтому новичку и любителю народного творчества справиться будет не так уж просто.

Подлинно художественный стиль предусматривает прорисовку каждой мелкой детали, вплоть до мимики куклы, от которой зависит выражение лица матрешки. Передать грусть или радость сможет лишь профессиональный художник. Только так роспись матрешек превращается в настоящее произведение искусства, и оно напрямую зависит от художественной подготовки мастера.

Из-за высокого спроса на эти изделия предприятия по изготовлению русских сувениров усиленно работают, повышая темпы производства, а это, к сожалению, негативно влияет на качество изготовляемой продукции.

Роспись матрешек поэтапно

Приступая к работе по росписи матрешки, первым делом необходимо определиться с внешним видом фигурки, выбрать узор и подходящие краски. Начинающим мастерам лучше всего не ставить перед собой сложных целей, изначально можно остановиться на простом незамысловатом рисунке. Нужно изготовить эскиз, желательно сделать проекцию передней и задней части.

Из материалов понадобятся деревянные фигурки, краски (акрил или гуашь), набор кистей, разных по размеру, акриловая грунтовка и лак. Перед началом окрашивания по поверхности фигурки проходятся мелкозернистой наждачной бумагой, все неровности будут сглажены, а части – подогнаны друг под друга. Матрешку не получится раскрасить красиво и аккуратно, если на ней будут даже маленькие неровности. Шероховатости лучше всего замаскировать специальной шпатлевкой для дерева.

После этого с деревянной фигурки нужно стряхнуть пыль и обработать ее грунтовкой. Для этой работы прекрасно подойдет акриловая. Если таковой нет, то можно использовать смесь из клея ПВА и воды (смешивают их примерно в равной пропорции). Ею покрывают внешнюю сторону заготовки.

Когда грунтовка высохнет, не стоит торопиться с красками. Первым делом все узоры необходимо прорисовать простым карандашом. Линии должны быть четкими и жирными. Только после этого шага начинается роспись матрешек красками. Чтобы работа проходила более легко, фигурку закрепляют на подставке с помощью шила или иглы. Покраску начинают с больших участков, а уж затем переходят к более мелким.

Удобнее всего покрыть сначала верхнюю часть матрешки, а затем – нижнюю. Слои должны быть прозрачными, чтобы можно было увидеть разметку, выполненную карандашом. Однако краску следует наносить равномерно и без потеков. Кисточки должны подходить деталям по размеру. Мелкие узоры и блики лучше прорисовывать зубочисткой. Закончив роспись, матрешку оставляют до полного высыхания. В завершение фигурку нужно покрыть лаком (подойдет ПФ-283 или 157).

Советы

Начинающим мастерам не рекомендуют пользоваться акварелью: с ней совладает лишь умелый художник. Краска быстро сохнет, неумело выполненный мазок оставляет некрасивые разводы. Поэтому, если нет достаточной практики в выполнении народных росписей, лучше всего остановить свой выбор на более плотных красках.

Акриловый лак нельзя использовать в качестве финишного покрытия. Краска, нанесенная на поверхность матрешки, потечет, само покрытие получается матовым, а это не придаст матрешке презентабельного вида.

Деревянная заготовка – матрешка под роспись – удивительна, ведь мастер может ее оформить по своему желанию. Это могут быть классические образы в виде румяных дев в ярких платках, однако все может закончиться и оригинальными дизайнерскими экспериментами. Очень важно придумать хорошую идею, а остальному можно научиться.

Роспись матрешки. Пошаговый мастер-класс.

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским “изобретением”, хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать “спасибо”. японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.

Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки. Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.

Когда я расписывала свою матрешку, я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.

Материалы и инструменты для росписи матрешки.

  • Деревянная заготовка матрешки (ее можно приобрести в магазинах для рукоделия. В последнее время такого рода магазины стали очень популярны, поэтому, я думаю, что с приобретением заготовки пробелм не возникнет.)
  • Акриловый грунт. Если же грунта у Вас нет, то можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки.
  • Краски для росписи. Я использовала акварельные и акриловые (перламутровые) краски. Скажу сразу: акварелью расписывать матрешку сложно, потому что акварель быстро сохнет, и могут остаться некрасивые разводы. Можно вместо акварели использовать гуашь.
  • Кисти для росписи и для покрытия лаком.
  • Зубочистки. Ими очень удобно рисовать мелкие детали и точки.
  • Лак. Лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (очень блестящий, но долго сохнет). Акриловый лак не используйте ни в коем случае! Во-первых, от него течет краска, весь труд будет насмарку. Во-вторых, он совсем не блестит, поверхность будет матовой.
  • Ластик и карандаш.
  • Тряпочка.

Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.

Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей 🙂 Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.

Читайте также:  Южный красавец – Гименокаллис

Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.

Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.

Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).

Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.

Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть “Пони”, которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.

Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.

Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.

Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.

Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.

Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:

Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.

Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.

Приступаем к самому ответственному этапу – росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.

Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.

Далее расписываем глаза и губы. Сначала задаем основной цвет.

Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.

В точечной технике оформляем кокошник и серьги.

Низ также оформляем в точечной технике:

Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!

Приятного Вам рукоделия! С наилучшими пожеланиями в творчестве, автор росписной матрешки Анна Лаврентьева.

Данный мастер-класс написан специально для сайта world-hmade.ru, поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ!

При частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.

Расписываем матрешку

Сегодня мы будем расписывать комплект матрешек под кодовым названием “Чайку?”Нам понадобятся: деревянная заготовка (5 мест), клей ПВА, вода, акварель, темпера ПВА, золотой акрил, белая перламутровая гуашь, золотая гуашь, золотая гелевая ручка,кисти беличьи, кисти колонковые, чистая тряпочка, тряпочка для вытирания кистей, штыри для росписи (по возможности), лак ПФ.

Внимание! Эта статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer , поэтому копирование ее, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!

Для начала нам нужно подготовить формы. Для этого напильником сглаживаем места соединения формы, чтобы одна часть не выступала над другой (если присутствует такой дефект, формы не всегда хорошо выточены). Если есть дырки или сучки на формах – шпаклюем шпаклевкой по дереву.

Затем тщательно зачищаем мелкой наждачкой каждую форму. Бывает так, что формы не плотно приходятся друг к другу, спасет положение клей ПВА, просто капните несколько капель на место соединения формы и дождитесь высыхания, если получилось туго, то лишнее можно срезать.

Теперь формы нужно прогрунтовать. Нужно это для того, чтобы акварель не так сильно растекалась по дереву. Грунтуем ПВА разведенным с водой примерно в такой пропорции:

После того как формы подсохнут, наносим карандашный рисунок будущей матрешки. Карандаш с дерева вполне хорошо стирается ластиком. Если уже не получается ластиком, то в ход идет мелкая наждачка.

После того, как рисунок нанесен, приступаем к покраске. Для фона платков я смешала довольно жидко оранжевую акварель с золотой гуашью, для придания блеска. Быстро и аккуратно наносим краску по рисунку, потому как акварель быстро впитывается, и могут остаться некрасивые разводы. Наносим в один слой.

Красим дальше. Для рубашки я смешала белую перламутровую гуашь и голубую акварель в более густой пропорции и нанесла ее в несколько слоев.

Теперь нужно добавить объема на рукавах и подоле рубашки. проходимся голубой акварелью в тенях, выделяя складки. Затем лиссеровкой выделяем белилами светлые места.

С рубашкой покончили. Далее красим подол сарафана. Т. к. сарафан я задумала сделать черным, то подол будет отделан золотом. За одно с отделкой красим и самовар. Так же более темным цветом выделяем складки на платке. Я это делаю плоской беличьей кистью, один край которой окунут в краску.

Пришло время сарафана. Красим его черной темперой.

Не забываем покрасить более темным цветом внутреннюю часть складок на платке.

И так, переходим к лицам. Самая ответственная часть. Лица я пишу по сырому дереву акварелью. Как по сырой бумаге. Для начала светлой охрой намечаем темные части лица. Затем темной охрой углубляем тени. Все по сырому дереву. Затем коричневой прохожу самые темные места. Так же поступаем и с руками. Чем лучше прописаны лица и руки, тем выгоднее смотрится матрешка.

После нанесения теней, высветляем светлые участки лица. Белой темперой, очень жидко и опять же по сырому дереву. Не забываем про руки.

Теперь рисуем глаза, губы и брови. Глаза – темпера смешанная с акварелью. Губы – акварель, сверху жидко белая темпера. Так же обводим четче контур лица. Коричневой акварелью прорисовываем пальцы на руках.

Декорируем рубашку. Голубой акварелью рисуем цветочки и точки. Белой темперой обводим рукава, чтобы выделить их на темном фоне.

Затем красим остальные предметы чайные предметы и декорируем их. Самовару добавляем деталей.Чайник и чашку расписываем под гжель. Баранку делаем с маком. У самой маленькой в руках ничего не делаем (по желанию и остроте зрения). Она у нас радуется – “Вах, вах, вах, чай будем пить, чай будем пить”.

С чайным набором почти закончили, позже вернемся к самовару. Продолжим с сарафаном. Золотой гуашью намечаю складки на сарафане.

Теперь декорируем платок. Для орнамента я мешала белую и желтую темперу для получения такого бледненького желтого цвета. Орнамент я рисую сразу, без карандашного рисунка. Вы можете предварительно наносить легкий карандашный рисунок.

После того как нарисовали орнамент желтым, пустые части закрашиваем аккуратно красной акварелью, чтобы через нее просвечивал блестящий фон платка.

Оставим пока платок и вернемся к сарафану. Берем золотую гелевую ручку и наносим на него орнамент.

Теперь берем белую темперу и завершаем орнамент на платке. Делаем окантовку платка белыми точками.Так же белыми точками декорируем подол сарафана. А-ля жемчуг.

Так же белой темперой ставим блики на глазах, носу, губах, подбородке. Не забываем про руки. Затем черным красим ободок, декорируем его гелевой ручкой. Рисуем волосы.

Делаем блики белой темперой на самоваре.

Все, наша матрешка практически готова. Осталось ее покрыть лаком. Я использую лак ПФ-157 или ПФ-283. Для лакировки я использую деревянную планку с вбитыми в нее гвоздями – удобно лакироваь, удобно ставить на антресоли где я их сушу. Маленькие лакирую на штырях.

Наливаем лак из банки в небольшую емкость с крышкой и добавляем скипидар в пропорции 1 часть скипидара на 2 части лака, если лак слишком густой. Я использую исключительно скипидар. Уайт-спирит – это нефтепродукт и почти что бензин, потому его не использую, а также вам тоже рекомендую не использовать, ведь это почти то же самое, что использовать в качестве растворителя бензин. Другие растворители, а также растворители для нитро-лака (№646, №647 или им подобные) использовать нельзя категорически.

Первые два слоя уйдут в дерево. В среднем нужно где то слоев пять, чтобы матрешки были аки у кота… хм.. глаза.После третьего или четвертого слоя при необходимости обработать мелкой наждачкой. Потому как лак вздирает волокна дерева. Ну или пыль может попасть. Пыль и ворсинки можно вынуть из еще сырого лака иглой.

Лакировка закончена и вуаля – наши матрешки красавицы готовы!

Внимание! Эта статья является авторской и принадлежит администрации сайта zen-designer , поэтому копирование ее, а также любых ее частей на другие ресурсы запрещено!

Читайте также:  Как вырастить Банановое дерево

Мастер-класс «Роспись матрёшки»

Светлана Тявина
Мастер-класс «Роспись матрёшки»

Наверняка данный мастер-класс будет интересен педагогам как детских садов, так и дополнительного образования. Дети любят расписывать игрушки, сделанные своими руками (из глины и папье маше, но в данном случае мы взяли деревянную матрёшку.

Предварительная работа была проведена большая. До этого рассматривали разные виды матрёшек,картинки, читали стихи, слушали песни,расписывали плоскостные изображения.

Сначала подготовили заготовки, а их было две. Ошкурили самой мелкой шкуркой, а место лица матрёшки покрыли с помощью кисти смесью клея ПВА и воды.

Затем нанесли контур платка,фартука,сарафана карандашом. Также рассмотрели образец плоскостного изображения.

Роспись делали гуашевыми красками. Сначала выбрали цвета и расписали фартуки, платки и сарафаны матрёшек.

Даём просохнуть фону сутки.

Затем с помощью ватных палочек нанесли цветы, ягоды, горошинки на платки, сарафаны и фартуки. Обводим края платка и фартука волнистой линией,затем можно приступать и к листочкам. Листики наносим кистью, зелёной гуашью. Делаем “оживку” листочкам чёрным цветом- тонкой кистью проводим по листочкам. Беленькие маленькие точки кистью также оживляют платок.

Расписываем лицо. С помощью ватных палочек рисуем глаза,ротик. На глаза тонкой кистью ставим белые маленькие точки- блики и рисуем брови. Носик-две маленькие точки. Чтобы румянец на лице был естественным, нужно его нанести с помощью раскрошенного карандаша и ватной палочки. Рассмотрим матрёшку. Чтобы удобней было расписывать её настоящие мастера накалывают её дно на шило. Но так как мы этого не делали, то в некоторых местах рисунок росписи может быть смазан. Поправляем и просушиваем несколько часов перед нанесением лака. В завершении нанесли несколько слоёв бесцветным лаком из баллончика- распылителя. Результат нам очень понравился!

Желаем всем успехов в творчестве!

Интегрированная НОД «Роспись сарафана матрёшки» в средней группе Цель. Продолжать знакомить детей с матрёшкой, как видом декоративно – прикладного искусства. Задачи. Образовательная. Продолжать знакомить.

Мастер-класс. Роспись по трафаретам «Салфетка» с пошаговым фото Автор: Дугина Лариса Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №14 «Родничок» г. Алатырь, Чувашской республики. Мастер-класс:.

Мастер-класс для педагогов по точечной росписи «Роспись новогодних шаров» Тема: Нетрадиционные техники рисования как средство развития интереса к изобразительному творчеству. Цель: расширить знания педагогов через.

Мастер-класс «Городецкая роспись» для старших дошкольников. Часть 2 Родина городецкой росписи – села и деревни на берегах притока Волги речушки Узолы. Крестьяне расписывали прялки и отвозили продавать на.

Мастер-класс «Изготовление варежки-матрёшки» В настоящее время большое внимание уделяют организации развитию творческой театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Развитие.

Мастер-класс «Матрёшки» Игрушка-самоделка является хорошим тренажёром для развития слухового, зрительного, тактильного восприятия ребенка. С её помощью можно научиться.

Мастер-класс на тему «Роспись пряников» Пряник — хорошо известное всем мучное кондитерское изделие, которое любят как взрослые, так и дети. Роспись пряников — увлекательный и творческий.

Мастер-класс по изготовлению тарелочек из бросового материала. Роспись тарелочек мотивом «Гжель» Хочу поделиться идеями изготовления поделок с дошкольниками из бросового материала. Не выбрасывайте использованный пластилин! Посмотрите,.

Мастер-класс по работе с родителями «Городецкая роспись — как её нам не знать» Цель:приобщать детей и родителей к народному творчеству при помощи городецкой росписи;формировать эстетический вкус,расширять фантазийное.

Мастер-класс «Роспись деревянной доски хохломским узором» Для ознакомления детей дошкольного возраста с хохломской росписью я изготовила несколько разделочных досок. И предлагаю вам свой мастер-класс.

Роспись матрешки: мастер-класс для начинающих с шаблонами и фото

Всем кому интересна роспись матрешки, мастер-класс для начинающих поможет освоить некоторые художественные навыки и даст рекомендации и советы. Матрешку — традиционную игрушку-куколку для детей — принято считать исконно русским символом. Однако это не так. Прообраз деревянной барышни имеет японские корни. По сути, матрешка — это русская версия японского старичка Фукурума. При этом матрешка — довольно молодой российский символ, так как появился в России в конце XIX века.

Как бы там не было, но матрешка хорошо прижилась в российской среде и приобрела свои индивидуальные черты и особенности. Исторически и географически сложились разные виды росписи матрешки. В каждой местности расписывали эту традиционную игрушку по-своему.

Роспись матрешки может стать интересным хобби, ведь полета для творчества предостаточно, украсить фигурку можно различными узорами и нарядами, а также превратить куколку в другого персонажа, например, в кота.

Разбираем разновидности

Прежде чем приступить к мастер-классу, стоит познакомиться с матрешкой поближе, а именно выяснить, как ее расписывали в разных городах и местностях.

Стиль, пришедший из города Сергиев-Посад, называется «сергиевским». Такую матрешку отличает сдержанный наряд — платок, блузка и сарафан без лишних изысков. Здесь нельзя найти пышных цветов или живописных композиций. Чаще всего матрешка держит что-нибудь в руках, какие-нибудь предметы крестьянского быта – лукошко, самовар, серп.

Примечательно, что сергиевская матрешка стала популярна в начале ХХ века и воплотила в себе образы сказок, советского быта и даже известных людей таких, как Кутузов и Наполеон

Семеновская матрешка, пожалуй, самая узнаваемая. Основные отличительные черты этой росписи: пышные цветы (чаще всего розы) и исключительно теплые цвета – желтый, красный, оранжевый, зеленый. Здесь редко можно отыскать синие оттенки. Сами куколки, как правило, имеют большие глаза с загнутыми ресницами и темные волосы, спрятанные под платком.

Хохломская матрешка украшена соответствующими узорами. Роспись легко узнать по используемым цветам (красный, золотой, черный) и пышным узорам, часто изображающим птиц, ягоды, листья.

Существуют и другие стили росписи матрешек – вятская, тверская, крутецкая. Их художественные особенности можно рассмотреть по фото ниже:

Как видно, раскрасить матрешку можно совершенно по-разному. Современные матрешки, сохраняя всю ту же традиционную форму, могут иметь узнаваемые лица или скрывать в себе целые сюжеты.

Как расписывать

Рассмотрим поэтапно, как можно расписать матрешку.

Прежде всего, необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  • деревянная заготовка в форме матрешки (можно приобрести в магазине);
  • напильник и наждачная бумага;
  • акриловые или гуашевые краски;
  • акриловый грунт (его можно изготовить своими руками из клея ПВА и воды);
  • кисти разного размера;
  • ватные палочки и зубочистки для прорисовки мелких деталей;
  • лак для деревянных поверхностей (например, паркетный);
  • простой карандаш и ластик.

Новичкам лучше начать с простых узоров или обойтись и вовсе без них, изобразив на фигурке лицо, платок, руки и сарафан (по принципу сергиевской матрешки). Чтобы понять, как правильно распределить все детали, стоит потренироваться на бумаге. Для этого можно использовать шаблоны матрешек.

Также для облегчения работы рекомендуется потренироваться рисовать лицо, руки, а также различные узоры. В качестве примера можно использовать изображения матрешек и раскраски или картинки с хохломой, гжелью или просто цветами и узорами. Для тех кто любит и умеет рисовать, не составит труда проявить фантазию и нарисовать свою, авторскую матрешку.

Ход работы:

  1. Обработать наждаком и зашкурить заготовку, чтобы избавиться от всех неровностей и заусенцев и сделать поверхность гладкой;

  1. Разбавить грунт с водой в пропорции 1:2 и покрыть грунтовкой с помощью кисти всю заготовку, оставить высыхать;

  1. После высыхания наметить вертикальную ось в качестве ориентира для симметричного рисунка;

  1. Нанести карандашом все нужные элементы: лицо, платок, руки, предметы, одежду, узоры и т.д. (при необходимости можно подправить рисунок ластиком);

  1. Начать раскрашивать матрешку с крупных деталей и сверху вниз (с платка), придерживаясь контуров рисунка и предварительно разбавляя и пробуя краску на бумаге;

  1. Прорисовать мелкие предметы;

  1. Нарисовать лицо (глаза, губы, щечки) и раскрасить волосы;

  1. Довершить роспись мелкими узорами, тенями, складками и другими деталями (можно использовать ватные палочки и зубочистки);

  1. Оставить на просушку;
  1. Покрыть лаком и дать высохнуть.

Роспись можно начинать с лица, особенно если нет уверенности в точности линий. Если лицо не будет получаться, его можно легко смыть и зашкурить.

Для украшения краев платка или сарафана можно использовать золотистую краску и наносить ее точечно с помощью зубочистки.

Видео по теме статьи

Рекомендуется ознакомиться с мастер-классами по видео.

Мастер-класс «Русская матрешка» (для педагогов дополнительного образования)

Разделы: Технология

Адресность: для педагогов дополнительного образования учреждений дополнительного образования, учителей начальных классов ОО.

Мастер-класс “Русская матрешка” в области декоративно-прикладного творчества проводится педагогом дополнительного образования студии “Палитра” МБУ ДО ДДТ г. Собинки совместно с учащимися.

Читайте также:  Как подобрать кустарники для живой изгороди?

1. Приветствие педагога: сообщение темы и задач мастер-класса.

2. Всё о Русской матрешке.

  • выступление учащихся;
  • танец с матрешками;
  • презентация учащихся “Традиционная матрешка”;
  • презентация учащихся “Процесс изготовления матрешки”;
  • стихотворение “Русская матрешка”.

3. Практическая работа “Русская матрешка” (роспись матрешки по дереву на плоской заготовке в технике городецкой росписи).

  • этапы работы.

1. Приветствие педагога дополнительного образования. Рисунок 1.1:

– Здравствуйте дорогие коллеги, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мастер-классе “Русская матрешка”.

Мастер-класс – это презентация опыта, наиболее удачных приёмов, методов обучения видам художественной росписи, демонстрация успехов учащихся, которые занимаются в студии “Палитра” по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе “Художественная роспись”.

Задачи мастер-класса:

  • Знакомство с историей матрёшечного дела, художественными особенностями промысла
  • Овладение необходимыми умениями и навыками кистевого письма росписи матрёшки
  • Воспитание художественного вкуса и оценочных критериев
  • Формирование интереса к народному искусству и развитие эмоциональной сферы участников мастер – класса: радости, творчества, вдохновения.

2. Об истории происхождения “русской матрешки”

Слово педагога:

“Матрешка” – это образец русского прикладного искусства, она лаконична по форме, яркая и красочная. Сегодня всем известна эта народная игрушка – сувенир с чудесным сюрпризом.

Песня “Матрёшки” исполняется учащимися (рисунок 2.1)

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет ещё одна
Кукла в серединке
Эту куколку открой,
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притёртую-
И сумеешь ты найти куколку четвертую.
Вынь её да посмотри,
Кто в ней прячется внутри,
Прячется в ней пятая,
Куколка пузатая.
В ней живет – шестая,
А в шестой – седьмая,
А в седьмой – восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд
Сёстры куколки стоят.
Сколько вас? – у них мы спросим
И ответят куклы: – восемь.

1. Матрешка – настоящая русская красавица. Румяная, в народном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзина с ягодами или грибами. Но главное, эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сестрички, мал – мала – меньше. Про матрёшек придумали потешку:

Шли матрешки по дорожке,
Было их немножко:
Две матрёшки, три матрёшки
И ещё матрёшка.

2. По сравнению с другими игрушками, деревянная, расписная куколка молода, её чуть более ста лет. Для народной игрушки это не возраст. Самым древним куклам, найденным археологами, более трех тысяч лет!

В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звёздочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал её, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке.

3. По преданию, кто-то, увидев куколку, смеясь воскликнул: “До чего похожа на нашу Матрёну! ”; с тех пори зовут эту игрушку матрешкой.

4. Русскую разъёмную деревянную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционное время имя Матрёна, считалось распространенным русским именем, в основе которого лежит латинское слово “тавер”, что означает мать. Это имя ассоциировалось с матерью большого семейства, обладающей здоровьем и детородной фигуркой.

5. В последствии оно сделалось нарицательным и стало означать “Токарное разъёмное, красочно- расписное деревянное изделие”. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Танец с матрёшками. (исполняют учащиеся объединения) Рисунок 2.3.

2. Презентации учащихся. Рисунок 2.4.

Презентация “Традиционная матрешка”

Матрёшка – Россия, Russia. Матрёшка наиболее известный и любимый всеми русский сувенир, явление мирового масштаба. Существует поверье, что если в нутрии матрёшки положить записку с желанием, то оно исполниться, причём чем больше труда вложено в матрёшку, тем быстрее желание исполниться.

Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного и милого домашнего символа, настоящего произведения искусства. Матрёшка – это тепло и уют в доме. И не случайно русский писатель Михаил Пришвин написал следующее: “Я думал, что каждого из нас жизнь, как наружная оболочка сладкого пасхального яйца; кажется, так велико это яйцо, а это всего лишь оболочка. Раскрасишь, а там синее поменьше, а дальше зелёное и под самый конец выскочит жёлтое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше”

Вот и выходит, что не так проста русская матрешка – это составная часть нашей жизни.

Презентация “Процесс изготовления матрешки”

Принцип изготовления матрёшки не изменяется и до нашего времени, сохраняя все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Матрёшек изготавливают из берёз, лип, осин или ольхи. Деревья спиливают ранней весной, обычно в апреле, когда деревья в соку. Спиленные деревья очищают, оставляя кое-где кольца коры, иначе при сушке дерево потрескается.

Подготовленные таким образом бревна укладываются штабелями, чтобы между ними остался зазор для воздуха. Заготовленную древесину выдерживают на открытом воздухе не менее двух лет. Брёвна, готовые к обработке распиливают на заготовки для будущей матрёшки.

До 15 операций проходит заготовка в руках токаря, прежде чем стать готовой матрёшкой. Чтобы выточить куклу, токарю необходимо мастерство, умение пользоваться инструментами. Готовую куклу грунтуют клеем, сушат. Матрёшка готова к росписи.

В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание.

Сейчас существует несколько центров по изготовлению и росписи матрёшек: подмосковный Сергиев-Посад, нижегородские центры в Семёнове, в Полохов-Майдане и Прутеде. Известны так же вятские, тверские, марийские, мордовские матрешки.

Искусство росписи матрёшек шагнуло за пределы России, центры по её росписи появились на Украине и в Белоруссии

Стремительное развитие получила авторская матрешка. Много мастерских появилось в Москве и её окрестностях. Где большой рынок сбыта этих изделий. Наибольший интерес стала представлять авторская матрёшка, выполненная художником-любителем. Фантазии современных художников нет границ. Традиционные Сергиево -Посадские матрёшки, держащие в руках какое-либо предмет воспроизводят сцены в лаковой миниатюрной живописи из Палеха и Федоскина. Мастера из Семёнова используют в росписи матрёшек приёмы хохломской росписи. Для росписи матрёшек художники выбирают пейзажи и сюжеты, связанные с Россией.

Стихотворение “Русская матрёшка”.

Словно репка она круглобока,
И под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородиной глаз.

3. Практическая работа “Русская матрешка”

Педагог:

Сегодня мы распишем матрёшку в технике городецкой росписи

Перед вами имеются все необходимые предметы для росписи: загрунтованная форма матрешки (плоская) с переведённым рисунком лица, платка, сарафана, фартука с орнаментом городецкой росписи. Правила охраны труда.

Лицо матрёшки уже затонировано. Рисунок 3.1.

1 этап. Линейное построение матрёшки Рисунок 3.2.

2 этап. Плоскостное решение начнем с тонирования листьев – возьмем цвет “травяная зелень” и раскрасим листья кистью номер 2. Рисунок 3.3.

3 этап. Подчеркнем контуром листья с одной стороны темно-зелёной краской и сделаем три прожилки. Рисунок 3.4.

4 этап Тонируем розочки тремя цветами: розовый, оранжевый и алый. Рисунок 3.5.

5 этап. Подчёркиваем розочки красным цветом плотно, без просветов. Рисунок 3.6.

6 этап. Тонируем сарафан. Выбираем любой цвет и закрашиваем его. Если не затонирован платочек красим и его, потом мы на нем нарисуем белый горох. Рисунок 3.7.

7 этап Листья и цветы подчёркиваем белым, на листьях ставим белые точки. Рисунок 3.8.

Педагог: Сегодня мы познакомились с историей матрёшечного дела, с законами композиции цвета, с росписью матрёшки. А самое главное мы расписали собственную индивидуальную матрёшку-сувенир в технике городецкой росписи. Надеюсь, что вы получили эстетическое удовольствие от проделанной работы.

Выставка творческих работ участников мастер-класса. Номинации выставки:

  • Самая забавная матрешка (веселая, да румяная. )
  • Самая нарядная матрешка (яркая и красочная, добрая. )
  • Самая современная матрешка (матрешка-модница).
  • Самая юная матрешка.
  • Самая авторская русская матрешка (на свой лад, точная передача форм, пропорций и элементов одежды).

Ваши вопросы и пожелания.

Список использованной литературы

  1. Алексахин Н. “Матрешка”. Методика преподавания росписи матрешки, Москва, “Народное образование”, 1998.
  2. Бусаева –Давыдова И. “Игрушка Крутца, Москва, издательство “Детская литература”, 1991.
  3. Субочева Е. “Деревянная игрушка”, г. Москва., ООО ИПФ “Околица”, серия “Народные промыслы”, 1998.

Добавить комментарий