Условные обозначения вязания крючком на схемах. Обозначения с описанием

Условные обозначения петель при вязании крючком

Условные обозначения при вязании крючком — это то препятствие, о которое на начальном этапе спотыкаются все начинающие вязальщицы. Не разобравшись в этом материале, бесполезно приступать к обучающим урокам по вязанию. Научиться читать схемы условных обозначений — это значит почти наполовину освоить мастерство вязания.
В интернете встречается много интересных красивых моделей, выполненных крючком, Когда просматриваешь такие модели, хочется взяться за инструмент и связать себе подобную вещь. Но зачастую наталкиваешься на непонятные иероглифы схематических условных обозначений, и нет никаких дополнительных пояснений.
Что же сделать в первую очередь, чтобы научиться с легкостью разбираться в схемах и быстрее освоить азы вязания?

Учимся разбираться в схемах, обозначающих петли.

Нужно взять одну из наиболее подробных таблиц с обозначениями, распечатать ее и внимательно изучить. Не надо пугаться большого количества непонятных значков. При ближайшем рассмотрении начинаешь понимать, что обозначения в схемах вязания крючком лишь вначале выглядят пугающе, однако при небольшом пояснении все становится ясно и просто. Многие из представленных в таблицах элементов исполняются похожим образом. А в основе выполнения всех, даже самых сложных элементов, лежат простейшие базовые петли. Их мы подробно рассмотрели в нашей статье для начинающих вязать крючком.

В данной статье приведены условные обозначения петель, как их обычно принято изображать на схемах узоров, а также представлены их сокращенные названия. После того, как вы ознакомитесь с материалом, вам станет более понятно, как нужно читать схемы узоров для вязания. При изучении таблицы обозначений петель будет полезнее, если вы самостоятельно попробуете на практике провязать каждый элемент. Сегодня мы это будем делать вместе. Представленные рисунки и видео помогут вам быстрее разобраться и освоить материал.

Перед вами таблица, на которой показаны условные обозначения крючком. Конечно, здесь представлены не все из того множества обозначений, которые используют при описании вязаных моделей. Их на самом деле намного больше. Но вначале нужно освоить самые простые, начальные петли. Знакомство с таблицей именно с них и начнем. Покажем, как провязывать базовые элементы. Разберем, как научиться их выделять и читать в схемах.

Прежде чем приступить к подробному изучению таблицы элементов, познакомимся с некоторыми общепринятыми терминами и приемами вязания. Они необходимы, чтобы было проще понять, о чем идет речь в пояснениях к таблице. Нам для изучения важны следующие термины:

  • воздушная петля (петля)
  • петля воздушной цепочки
  • петля основания
  • петля предыдущего ряда
  • петли подъема
  • воздушная цепочка (цепочка воздушных петель, цепочка, косичка)
  • рабочая нить
  • захватить рабочую нить
  • провести (протянуть) нить через петлю (петли)
  • вытянуть нить на себя
  • накид
  • обратный накид
  • два накида и более
  • отсчет петель в воздушной цепочке
  • отсчет петель в предыдущем ряду вязки
  • ближние петли (имеется ввиду к головке крючка)
  • приемы вязания: «за обе стенки», «за ближнюю стенку», «за дальнюю стенку»

Итак, начинаем подробный разбор условных обозначений вязания крючком.

Начальным, то есть самым первым элементом любого вязаного изделия, выполненного крючком, является воздушная петля. Она служит для набора петель в цепочку, являющуюся основанием изделия; с ее помощью набираются все последующие петли при вязании изделия; происходит добавление высоты в кромке полотна.

Условные обозначения петель и описание приемов их вязания крючком

Ниже Вы можете посмотреть расшифровку условных обозначений петель, применяемых в схемах узоров для вязания крючком, а также как правильно их вязать.

Для быстрого и удобного просмотра нужного обозначения выберите его из предлагаемого списка.

Столбик без накида

Полустолбик с накидом

Столбик с накидом

Столбик с двумя накидами

Столбик с тремя накидами

Два столбика без накида вместе

Три столбика без накида вместе

Два полустолбика с накидом вместе

Три полустолбика с накидом вместе

Два столбика с накидом вместе

Три столбика с накидом вместе

Два столбика без накида из одного

Три столбика без накида из одного

Четыре столбика с накидом из одного: два столбика с накидом-воздушная петля-два столбика с накидом

Пять столбиков с накидом из одного

Два столбика с накидом, перекрещенных влево

Два столбика с накидом, перекрещенных вправо

Перекрещенные столбики с накидом: 2 на 1 влево

Перекрещенные столбики с накидом: 2 на 1 вправо

Пышный столбик вертикальный

Пышный столбик горизонтальный

Три столбика с накидом вместе в косичку воздушной петли нижнего ряда

Три столбика с накидом вместе под дугу из воздушных петель нижнего ряда

Столбик без накида за столбик нижнего ряда спереди

Столбик без накида за столбик нижнего ряда сзади

Полустолбик с накидом за столбик нижнего ряда спереди

Полустолбик с накидом за столбик нижнего ряда сзади

Столбик с накидом за столбик нижнего ряда спереди

Столбик с накидом за столбик нижнего ряда сзади

Крестик из четырех столбиков с накидом

Крестик из четырех столбиков с двумя накидами

Крестик из вытянутых воздушных петель

Фигура из трех столбиков с накидами в виде буквы Y — вверх

Фигура из трех столбиков с накидами в виде буквы Y — вниз

Столбики без накида под переднюю стенку косички нижнего ряда

Полустолбик без накида (или косичка поверх косички нижнего ряда)

Перекрученный столбик без накида (для кромочного ряда)

Петли «рачий шаг» (для кромочного ряда)

Техника вязания из центра по кругу

8 комментариев: Условные обозначения петель и описание приемов их вязания крючком

Огромное спасибо за статью! Наконец-то встретила простые и понятные схемы без «воды»!

Спасибо за расширенные и понятные разъяснения условных обозначений.

Ольга, рада, что Вам понравилось. Заходите))

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, на этом сайте на схеме палочка с пустым кружком и 2 соединенных палочки с черными кружками что означают?www.garnstudio.com/pattern.php?id=8541&cid=19

Юлия, ответ я Вам отправила на электронную почту.

Спасибо большое, очень понятно и наглядно.

спасибо огромное. только вот мне встретилось обозначение в схеме впп- воздушная петля подъема . я не нашла в ваших пояснениях. может подскажите.. возможно как то по другому называется?

Марта, спасибо за вопрос. ВПП — это обычные воздушные петли. Называют их так в случаях, когда Вы начинаете вязать новый ряд. ВПП может быть одна, две, три или больше. Это зависит от того, с чего начинается ряд. Если он начинается со столбика без накида, вывязывается 1 воздушная петля для подъёма на этот ряд, если столбик с накидом, то надо уже 2 воздушные пели, для столбика с двумя накидами — 3 воздушные пели. В каждом конкретном случае на схеме указывается количество воздушных петель, необходимых для подъёма на следующий ряд, чтобы полотно по краю не стягивалось и не нарушался рисунок полотна. Вот эти воздушные пели, вывязываемые для подъёма, и называют ВПП в отличии простых воздушных петель, используемых при вывязывании рисунка. Рада, если помогла Вам.

Условные обозначения

Для облегчения понимания узоров разработаны схемы, составленные из условных обозначений петель. Они наглядно показывают взаимосвязь между отдельными элементами и рядами вязания. В более сложных вариантах узоров, наряду со схемами, обычно приводится описание вязания.

Ниже, около каждого изображения различных петель, дается их условное обозначение, применяемое в схемах, и описание вязания.

Первая (начальная) петля

Для того чтобы сделать первую петлю, надо набросить нить на указательный палец левой руки, подвести под нитку бородку крючка и повернуть его на 360 градусов. Затем нужно подхватить продолжение нити, лежащей на пальце, и протянуть ее через петлю (рис. 1) Таким образом будет связана начальная петля, на которую следует обратить особое внимание: она не должна быть слишком тугой, чтобы не затруднять скидывание следующей петли, но и не слишком просторной, потому что это может исказить вывязываемый мотив.

Более подробно посмотреть, как вывязывать первую петлю, можно в уроках по вязанию крючком.

или Воздушная петля

под рабочую нить, подхватить ее бородкой крючка и протянуть через начальную петлю (рис. 2). Вновь образованная петля носит название воздушной. Продолжая вязать новые петли, получим цепочку, которая является основой любой работы при вязании крючком (рис. 3).

Более подробно посмотреть, как вывязывать воздушную петлю и делать первоначальную цепочку, можно в уроках по вязанию крючком.

или Соединительная (вспомогательная) петля

Для ее получения крючок вводится в петлю цепочки или предыдущего ряда, захватывает нить и протягивает ее сразу через петлю цепочки и петлю, находящуюся на крючке (рис. 4).

Этой петлей часто пользуются для завершения очередного ряда при вязании квадратов от центра, при убавлении рядов, для соединения отдельных элементов вязания.

Более подробно посмотреть, как вывязывать соединительную петлю , можно в уроках по вязанию крючком.

Столбик без накида (плотная петля)

Столбик без накида вывязывается на петлях цепочки или предыдущего ряда аналогично соединительной петле, с той лишь разницей, что крючок, введенный в петлю, захватывает нить, которая не провязывается сразу, а остается на нем. Таким образом на крючке образуются две петли, и если протянуть через них рабочую нить, то получится столбик без накида (рис. 5).

Особо плотную и рельефную вязку можно получить, провязывая столбики следующим образом: нитку нужно вытянуть сначала через задний край петли предыдущего ряда, а затем через передний, на крючке образуется 3 петли, которые провязываются за один прием. Такой столбик называется двойным столбиком без накида.

Более подробно посмотреть, как вывязывать столбик без накида, можно в уроках по вязанию крючком.

Полустолбик с накидом

Для выполнения полустолбика нить накидывают на крючок, затем вводят его в петлю предыдущего ряда, зацепляют нить, вытягивают петлю. На крючке, таким образом, находятся две петли с накидом между ними. Снова зацепляют нить и протягивают ее сразу через все петли (см рис 6.

Более подробно посмотреть, как вывязывать полустолбик с накидом, можно в уроках по вязанию крючком.

Столбик с накидом

Для выполнения этого столбика нить накидывают на крючок, затем вводят его в петлю предыдущего ряда, зацепляют нить, вытягивают петлю. На крючке, таким образом, находятся две петли и между ними накид. Эти петли провязывают в два приема. Сначала одну петлю и накид, затем вновь образованную петлю и петлю, оставшуюся на крючке (см рис. 7).

Столбик можно связать более пышным: для этого делают накид, затем вытягивают не обычную, а длинную петлю (как при вязании пышных столбиков) накид провязывают, образуя узел у вершины столбика.

Более подробно посмотреть, как вывязывать столбик с накидом, можно в уроках по вязанию крючком.

Столбик с двумя накидами

Для получения такого столбика нить накидывают на крючок 2 раза, затем вводят его в петлю предыдущего ряда, вытягивают петлю и провязывают вместе каждые две петли аналогично столбику с накидом (см рис. 9).

Более подробно посмотреть, как вывязывать столбик с двумя накидами, можно в уроках по вязанию крючком.

Столбик с тремя и более накидами

Такой столбик вяжется аналогично столбику с двумя накидами, но на крючок накидывают нить столько раз, сколько накидов указано в схеме. Затем крючок вводят в петлю предыдущего ряда, зацепляют нить, вытягивают петлю и все имеющиеся на крючке петли провязывают попарно.

Два или более столбика в одной петле (ракушка)

Для выполнения этих столбиков делают накид, крючок вводят в петлю предыдущего ряда, вытягивают новую петлю. Провязывают столбик с накидом, затем делают накид и вводят крючок в ту же петлю, снова вытягивают петлю и провязывают второй столбик с накидом; так вяжут столько столбиков, сколько требуется по схеме (рис. 9).

Аналогично вяжутся столбики с двумя и более накидами.

Более подробно посмотреть, как вывязывать несколько столбиков с накидами в одну петлю, можно в уроках по вязанию крючком.

Столбики, связанные вместе

Для выполнения этого элемента все столбики (без накида или с любым количеством накидов) вяжут так, чтобы последняя петля каждого столбика оставалась на крючке — всего их должно быть столько, сколько столбиков, плюс одна основная петля.

Зацепляют нить и протаскивают ее сразу через все петли на крючке, затем можно провязать одну воздушную (закрепляющую) петлю. Столбики можно вывязывать из одной петли предыдущего ряда (рис. 11) или из разных (рис. 12).

или Рельефный столбик (выпуклый и вогнутый столбики)

Такие столбики употребляются, когда требуется выпуклая вязка. Для ее выполнения крючком обвивают столбик предыдущего ряда, вытягивают петлю и вяжут столбик с нужным числом накидов. Рельефные столбики могут быть выпуклыми и вогнутыми.

1. Выпуклые столбики ( ) Для их выполнения крючок вводят справа налево, обвивая столбик предыдущего ряда спереди (рис. 13 а и б).

2. Вогнутые столбики ( ) Для их выполнения крючок вводят справо налево, обвивая столбик предыдущего ряда сзади (рис. 14 а и б).

Более подробно посмотреть, как вывязывать рельефные столбики с накидом, можно в уроках по вязанию крючком.

или или Пико (узелок)

Пико используется для украшения узоров. Чтобы его выполнить, вяжут три воздушные петли, крючок вводят в первую петлю получившейся цепочки и соединительной петлей завершают пико (рис. 15). Это самый распространенный вид пико.

Пышный столбик

Для образования пышного столбика делают накид, вводят крючок в петлю предыдущего ряда, вытягивают длинную петлю (1—2 см), снова делают накид и вытягивают длинную петлю; так повторяют до требуемой величины пышного столбика, затем все петли провязывают одновременно и закрепляют их воздушной петлей (рис. 16).

Воздушная вытянутая (длинная) петля

Для ее выполнения петля вытягивается на длину 1 — 1,5 см (рис. 17 а) и провязывается; затем крючок вводится под верхнюю нитку, вытягивается рабочая нить (рис. 17 б) и провязывается, закрепляя длинную петлю. (рис. 17 в).

Это дает возможность петле держать форму овального колечка (рис. 17 г).

Скрещенные столбики

Для получения скрещенных столбиков вначале делают два накида на крючок и, введя его в петлю предыдущего ряда или цепочки (рис. 18 а), провязывают один столбик с накидом (на крючке остается накид и петля).

На крючок снова делают накид и, пропустив на цепочке одну петлю, на следующей провязывают все петли, лежащие на крючке, попарно, в четыре приема (рис. 18 б), каждый раз захватывая рабочую нить. Затем вяжут одну воздушную петлю и завершающий столбик с накидом на месте скрещивания столбиков (рис. 18 в).

Вытянутые столбики без накида

Такие столбики применяются обычно при вязании нитками разного цвета. Вначале вяжут несколько рядов столбиками без накида, нитками одного цвета, затем ниткой другого цвета вяжут 2 столбика без накида — крючок вводят под края обеих петель предыдущего ряда. При вязании каждого следующего столбика крючок вводят на один ряд ниже (выше), вытягивают петли соответствующей длины и вяжут столбики без накида в соответствии с рисунком (рис. 19).

Более подробно посмотреть, как вывязывать вытянутые столбики , можно в уроках по вязанию крючком.

Эта вязка используетcя в основном для завершающего ряда изделия. Не поворачивая работу, следует вязать столбиками без накида в обратном направлении слева на право. Крючок вводят под оба края петли, зацепляют нитку и вытягивают петлю, потом еще раз захватывают нитку и провязывают обе петли вместе (рис. 20).

Более подробно посмотреть, как вывязывать “рачий шаг”, можно в уроках по вязанию крючком.

Ряд, провязанный «рачьим шагом», придает краю изделия особую прочность и не дает ему растягиваться.

Этот завершающий ряд можно связать несколько иначе, вывязывая по одной воздушной петле между петлями, провязанными в край (рис. 21).

Бахрому можно вязать двумя способами: с лицевой и изнаночной стороны.

Как правильно читать схемы вязания крючком: инструкция для новичков

У каждого своя история обучения вязанию крючком. Она может идти из самого детства, от бабушки-рукодельницы. А может начинаться уже в зрелом возрасте со специальных курсов или видеоуроков. Существует много способов научиться вязать крючком, но почему-то в большинстве из них упускается один важный момент. Научившись вязать основные петли, рукодельницы задают вопрос: как читать схемы для вязания крючком? Ведь умение их расшифровывать требуется для вязания более чем половины всех изделий.

Схема вязания узора «Тюльпаны» крючком

Популярность схем для вязания крючком обоснованна. Они востребованы, потому что:

  • заменяют описания длиной в несколько страниц;
  • дают возможность как бы посмотреть на узор, еще не связав его (в отличие от схем для вязания спицами);
  • легко перерисовываются в тетрадь или блокнот;
  • обычно представлены при помощи стандартных условных обозначений.

Вывод таков: научиться читать схемы для вязания крючком однозначно стоит.

Навигация по статье

Виды схем для вязания крючком

Существует два вида схем для вязания крючком:

  • схемы для вязания прямого полотна (поворотными рядами);
  • схемы для вязания круглого, овального или квадратного полотна (круговыми рядами).

В них используются одни и те же условные обозначения, однако правила чтения значительно отличаются. Об этом мы еще поговорим в данной статье.

Основные условные обозначения

На всех схемах для вязания крючком петли обозначаются примерно одинаково — одними и теми же значками. Бывает, что они не полностью совпадают с общепринятыми. Но настолько похожи, что нормально воспринимаются без дополнительной расшифровки.

Умение быстро разбираться в схемах приходит с опытом. Внешний вид схемы зависит от того, как она сделана. Существует множество компьютерных программ и сайтов в интернете для создания схем. Рукодельницы, занимающиеся вязанием продолжительное время, знают особенности схем, составленных в каждом из таких сервисов. К вам тоже придет это с опытом.

Основные условные обозначения для вязания крючком — ниже.

Основные условные обозначения для вязания крючком

Черточки на столбиках

Один из наиболее популярных вопросов новичков: что означают черточки на столбиках в схемах для вязания крючком?

Как правило, количество черточек обозначает количество накидов. Наиболее популярная петля — столбик с одним накидом. Слово «один» чаще всего выбрасывается, остается просто «столбик с накидом». Столбики с двумя накидами используются достаточно редко, с большим количеством накидов — еще реже. Принцип их вязания такой же, но нужно набросить нить на крючок не один, а большее количество раз.

Как читать схемы: начало и направления вязания, раппорт узора

Существуют незыблемые принципы чтения схем для вязания крючком, которые соблюдаются везде и всеми. Именно о них — ниже.

Поворотные ряды

Вязание поворотными рядами — стандартный вид вязания крючком, обычно объясняемый новичкам. Пример схемы для такого вязания вы видите ниже.

Схема узора «Попкорн» крючком

Начало вязания. Вязание начинается с нижнего правого угла схемы. Рядом с первым рядом обычно стоит цифра «1», а в некоторых случаях текстом указано, что следует читать схему именно отсюда.

Направление вязания. Схемы для вязания поворотными рядами читаются справа налево, снизу вверх. Если говорить точнее, справа налево читаются нечетные ряды, а четные ряды — слева направо. Обычно номер ряда стоит с той стороны, с которой его следует читать (нечетные — справа, четные — слева). Схема, приведенная выше, под это правило не попадает.

Раппорт узора. Так называют часть рисунка, его «ячейка», которая постоянно повторяется. Раппорт узора измеряется количественно — в петлях, которые нужны для вязания этой части рисунка. Обычно он указан под первым рядом, иногда обозначается как «MS». Есть схемы, в которых указан и раппорт рисунка в высоту — это нужно, когда рисунок повторяется через определенное количество рядов.

Петли подъема. Обратите внимание — каждый ряд в вязании поворотными рядами начинается с кружочков. Ими обозначены воздушные петли (см. условные обозначения), они служат для перехода между рядами. Следовательно, где воздушные петли подъема, там начало ряда. Количество петель зависит от высоты ряда. Например, если ряд в целом связан столбиками без накида, понадобится одна воздушная петля подъема.

Круговое вязание

Вязание по кругу не менее распространено, чем вязание поворотными рядами. Оно используется при изготовлении игрушек, салфеток, скатертей, прихваток, шапок, джемперов и много другого. При вязании по кругу можно получить круг, овал, квадрат или прямоугольник.

Пример схемы для кругового вязания крючком — ниже.

Африканский цветок из пяти лепестков

Начало вязания. Вязание начинается из середины круга: из кольца из воздушных петель или из кольца амигуруми. В большинстве источников это называется базовым или начальным рядом, а цифрой не обозначается. Далее ряды обозначаются цифрами.

Направление вязания. Схемы читаются от начала вязания — с середины круга. Ряды идут против часовой стрелки. Это значит, что после петель подъема столбики идут как бы влево.

Раппорт узора. В круговом вязании это понятие не используется, так как с каждым рядом обычно меняется рисунок и всегда прибавляется количество петель — полотно расширяется.

Петли подъема. Могут использоваться или не использоваться. Если вязание по кругу идет с использованием петель подъема, вы увидите их на схеме в виде идущих вверх кружочков в начале каждого ряда. Они каждый раз будут располагаться друг над другом. Можно вязать по кругу без петель подъема — это называется вязанием по спирали. Подробнее об этом в другой статье.

Пример чтения схемы для вязания крючком

Отработаем навык чтения схем для вязания крючком на реальном примере. Возьмем простую схему узора «Галочки». Ее вы видите ниже.

Схема узора «Галочки» с расположением галочек одна над другой

Разбор обозначений

Начало вязания. На данной схеме нет номеров рядов. Значит, определим начало вязания, исходя из общего принципа. Найдем нижний правый угол — в нем видим три петли подъема. Значит, это начало вязания.

Направление вязания. Первый ряд будем вязать справа налево, второй — наоборот. В начале каждого ряда вы видите воздушные петли подъема — ориентируйтесь на них.

Раппорт узора. На данной схеме не обозначен, но составляет 3 петли. То есть, рисунок повторяется каждые три петли. Обратите внимание — для симметрии рисунка дополнительно набирается 2 петли.

Виды петель. В узоре «Галочки» используется всего два вида петель — воздушные петли и столбики с одним накидом. Вы можете сопоставить их с условными обозначениями.

Процесс вязания

Набрать петли. Их число должно быть кратно 3 (потому что раппорт рисунка — 3 петли). Дополнительно наберем 2 петли для симметрии.

Вяжем справа налево. 3 воздушных петли подъема, 1 столбик с накидом в шестую петлю от крючка, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же петлю, *2 петли пропустить, 1 столбик с накидом в шестую петлю от крючка, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же петлю* — повторять до конца ряда. Закончить ряд 1 столбиком с накидом в последнюю петлю.

Данный узор очень прост, поэтому все последующие ряды вяжутся точно так же. Если бы следующий ряд был другим, на схеме мы бы читали его слева направо.

Схема прочитана! Да, это очень просто. Любой другой узор читается не сложнее. Теперь вы знаете, как правильно читать схемы для вязания крючком.

Условные обозначения схем вязания крючком.

Привожу список условных обозначений на схемах при вязании крючком.

Воздушная петля — цепочка

Цепочка из воздушных — основа каждого узора. Воздушные петли вяжутся следующим образом: рабочую нить (примерно в 10 см от конца) берут на указательный палец левой руки, крючок подводят под нить, поворачивают слева направо, образуя первую петлю. Придерживая большим пальцем левой руки место скрещения, крючком зацепляют рабочую нить и вытягивают через первую петлю. Цепочку вяжут, протягивая петлю через петлю и т.д.

Следите за правильностью расположения крючка и изделия. Крючок держат в правой руке как ручку. Если крючок с плоской вмятиной, то руку надо держать на ней, не меняя при работе положение крючка в руке. Рабочую нить и изделие держат в левой руке.

Соединительный столбик

Используется для вязания последнего ряда или соединения отдельных частей вязания. Им вяжется цепочка, используемая с изнаночной стороны (ирландское кружево). Вяжут цепочку, перево­рачивают так, чтобы крючок находился с правой стороны, крючок вводят в предпоследнюю петлю цепочки, зацепляют нить, протягивают ее через обе петли и т.д.

Столбик без накида

Вяжут цепочку, вводят крючок в предпоследнюю ее петлю, зацепляют нить и вытягивают новую петлю. Затем опять зацепляют рабочую нить, протягивают ее через обе петли и т.д. Чтобы края были ровными и вязание можно было развернуть, в конце ряда провязывают одну воздушную петлю для подъема.

Столбиками без накида вяжут 4 узора:

1. Гладкое вязания: провязывая второй и последующие ряды столбиками без накида, крючок вводят спереди под края обеих основ­ных петель.

2. Полосатый узор: крючок вводят спереди под переднюю петлю.

3. Рельефный узор: крючок вводят сверху под заднюю петлю.

4. Столбики используются для вывязывания конечного ряда изде­лия. Не меняя положения изделия, вяжут столбики без накида в обрат­ном направлении — слева направо. Крючок вводят сверху под две верхние петли, зацепляют нить и вытягивают свободную петлю. Еще раз захватывают нить, вывязывают обе петли вместе и т.д.

Полустолбик

Связав цепочку необходимой длины, ее поворачивают так, чтобы крючок находился в ее правом конце. Накинув нить на крючок, вводят его спереди в третью петлю цепочки. На крючке оказываются три петли. Захватив нить, ее протягивают через все три петли, на крючке остается одна петля, и т.д.

Столбик с накидом

Связав цепочку, делают один накид, вводят крючок в третью петлю основы (считая от крючка) и вытягивают новую петлю. На крючке — три петли. Зацепив нить, протягивают ее через две петли. На крючке — две петли. Еще раз, захватив нить, вытягивают ее через последние две петли. На крючке остается одна петля. Второй столбик вяжут на следующей петле или по узору. Чтобы изделие можно было разво­рачивать, и его края были ровными, в конце ряда вывязывают две воздушные петли. Вывязывая следующий ряд столбиков с накидом, крючок, вводят под две верхние петли. Если по узору необходимо два или несколько столбиков вывязать на одном месте, вяжут их между столбиками или под двумя верхними петлями основы.

Столбик с двумя накидами

Столбик с двумя накидами вяжут аналогично столбику с накидом. Рабочей нитью делают два накида, крючок вводят в четвертую петлю, основы и затем каждые две петли провязывают вместе.

Столбик с тремя накидами

Столбики с тремя, четырьмя и т.д. накидами вяжут, делая нитью соответствующее число накидов. Крючок вводят в главную петлю, отсчитав от края число две петли больше, чем накидов на крючке, потом последовательно провязывают по две петли вместе до тех пор, пока на крючке не останется одна петля. Чтобы края были ровными и изделие можно было поворачивать, в конце ряда провязывают на одну воздушную петлю больше, чем накидов на крючке.

Пышный столбик

Приняется для получения выпуклости на изделии. Делают четыре — пять накидов, затем крючок вводят в главную петлю и провязывают вместе все образовавшиеся петли.

Пико (узелок)

Вывязывают три воздушные петли и соединительным столбиком соединяют с первой петлей.

Горизонтальный столбик

Провязывают три воздушные петли, затем делают накид, крючок вводят в первую воздушную петлю и последовательно вывязывают по две петли вместе, совсем как столбик с накидом.

Бахрома

Всего два способа вязки бахромы: с лицевой и изнаночной сторон.

Первый вариант — бахрому вяжут с лицевой стороны. Первый ряд: накидывают нить на большой палец левой руки и образуют петлю. Затем кладут крючок на нить сверху, вводят крючок в главную петлю предыдущего ряда, берут нить ипровязы­вают столбик без накида.

Второй вариант — бахрому вяжут с изнаночной стороны. Наматывают нить на карандаш или реечку и вяжут столбик без накида.

Шахматка (двухцветный узор)

Вяжут сетку (основание с окошками”), чередуя цвета в каждом ряду (столбик с накидом, воздушная петля и т.д.). Потом штопальной иглой или крючком в каждое «окошко» втягивают нить потолще (в одно «окошко» сверху, в следующее — снизу, и еще раз в обратном направлении), в шахматном порядке.

Два столбика без накида на одном месте

Два столбика без накида ввязывают под две верхние петли или между столбиками предыдущего ряда.

Два столбика на одном месте

Два столбика с накидом вяжут между столбиками предыдущего ряда.

Три столбика на одном месте

Есть два способа: три столбика на одном месте ввязывают под две верхние петли или между столбиками предыдущего ряда.

Три столбика с выступом

Вывязывают три столбика на одном месте и последний столбик присоединяют к основе соединительным столбиком.

Четыре столбика вяжут между столбиками предыдущего ряда или над воздушными петлями, обхватывая цепочку.

Пять столбиков ввязаны между столбиками предыдущего ряда.

Семь столбиков ввязаны между столбиками предыдущего ряда.

Девять столбиков ввязаны между столбиками или под две верхние петли предыдущего ряда.

Два столбика без накида связаны вместе.

Два столбика с накидом (или двумя накидами) связаны вместе.

Три столбика связаны вместе.

Четыре столбика связаны вместе.

Пять столбиков с накидом или двумя накидами провязывают до половины, то есть, у каждого столбика последняя петля остается на крючке непровязанной. Пять петель + основная петля остаются на крючке. Делают накид, вытягивают его через все петли и вяжут соединительный столбик.

Семь столбиков с накидом или двумя накидами вывязывают до половины, т.е., у каждого столбика последняя петля остается на крючке непровязанной. Семь петель + основная петля остаются на крючке. Делают накид, вытягивают его через все петли и вяжут соединительный столбик.

Девять столбиков провязаны вместе. Каждый столбик вывязывают над столбиком предыдущего ряда, оставляя на крючке последнюю петлю (9ть петель + первая петля). Делают накид, вытягивают его через все петли и вяжут соединительный столбик.

Три столбика с двумя накидами ввязывают в круг воздушных предыдущего ряда. Каждый столбик не провязывают до конца, оставляя на крючке последнюю петлю. Делают накид, вытягивают его через все четыре петли и вяжут соединительный столбик.

Три столбика с двумя накидами ввязывают в одно место предыдущего ряда и провязывают вместе. Как и в предыдущих случаях, от каждого столбика оставляют на крючке последнюю петлю, затем вес петли связывают вместе.

Бугорок

Делают накид, затем крючок вводят в основную петлю под две верхние петли или между столбиками предыдущего ряда и вытягивают длинную петлю (от 1 до 2 см, в зависимости от толщины нити). Затем делают еще один накид и вытягивают вторую петлю в том же месте. Действие повторяют 3 — 4 раза, затем все петли вместе.

Бугорок вяжут, обхватывая столбик предыдущего ряда или рядом ниже.

Два или более бугорков связаны вместе следующим образом. Вывязывают два или более бугорков. Все петли оставляют на крючке. Когда связано нужное количество бугорков, все петли провязывают вместе, т.е., захватив нить, вытягивают ее через все петли и вяжут соединительный столбик.

Рельефный столбик без накида

Крючок вводят в направлении справа налево сзади, обхватывая столбик предыдущего ряда, и вывязывают столбик без накида.

Рельефный столбик

Крючок вводят в направлении справа налево спереди, обхватывая столбик предыдущего ряда, и вяжут столбик без накида.

Рельефный столбик с одним или двумя накидами

Крючок вводят в направлении справа налево, обхватывая столбик предыдущего ряда сзади, и вывязывают соответствующий столбик.

Рельефный столбик с одним или двумя накидами

Крючок вводят в направлении справа налево, обхватывая стол­бик предыдущего ряда спереди, и вяжут столбик соответствующей высоты.

Скрещенные столбики

Первый столбик вяжут, пропустив первую воздушную петлю пре­дыдущего ряда. Затем вывязывают второй столбик, вводя крючок в первую воздушную петлю или столбик предыдущего ряда.

Столбик, скрещенный влево

Вывязывают первый столбик с двумя накидами, пропустив две воздушные петли или два столбика предыдущего ряда. Затем позади скрещенного столбика ввязывают два столбика с накидом в про­пущенные петли или столбики предыдущего ряда.

Столбик, скрещенный вправо

Вяжут два столбика с накидом, пропустив первый столбик преды­дущего ряда. Затем ввязывают один столбик с двумя накидами спереди столбиков с накидом, вводя крючок в пропущенную петлю или столбик предыдущего ряда.

Столбик — крестик

Делают два накида, затем крючок вводят в первый основной столбик, захватывают нить и две петли провязывают вместе (столбик с двумя накидами вывязывают до половины), делают накид, вводят крючок в третий основной столбик и вяжут столбик с двумя накидами до конца. Вывязывают воздушную петлю, один столбик с накидом, вводя крючок в середину крестика, и т. д.

Бугорок, скрещенный вправо

Вяжут два столбика с накидом. пропустив первый основной стол­бик, затем спереди столбиков ввязывают бугорок в первый основной столбик.

Рельефный столбик скрещивают вправо, обхватывая столбик пре­дыдущего ряда сзади.

Рельефный столбик скрещивают влево, обхватывая столбик ппредыдущегоряда сзади.

Тройной рельефный столбик скрещивают вправо.

Тройной рельефный столбик скрещивают влево.

Три рельефных столбика скрещены вправо — вяжут два рельефных столбика с накидом, пропустив первый основной столбик. Затем вывязывают третий рельефный столбик, обхватывая первый основ­ной столбик спереди.

Четыре рельефных столбика скрещены влево — вяжут два рельеф­ных столбика, пропустив первый и второй основные столбики. Затем вывязывают третий и четвертый рельефные столбики, обхватывая первый и второй основные столбики спереди, вводя крючок под скрещенные столбики.

Четыре рельефных столбика скрещены вправо — вяжут два рельеф­ных столбика, пропустив первый и второй основные столбики. Затем вывязывают третий и четвертый рельефные столбики, обхватывая первый и второй основные столбики спереди.

На лицевой стороне изделия вяжут указанное на рисунке количество воздушных петель, прикрепляют цепочку столбиком без накида 1—3 рядами ниже (по образцу), снова вяжут то же число воздушных петель и продолжают узор дальше.

Воздушные петли с лицевой стороны в середине присоединяют рельефным столбиком без накида.

Стрелка указывает, на сколько рядов ниже вводят крючок.

Зачем нужны схемы в вязании и нужно ли учиться их читать?

Друзья, Вы, наверняка, рассматривая различные журналы по вязанию, видели в описаниях к изделиям ещё и схемы к узорам. Зачем нужны схемы в вязании, именно с этим вопросом мы и будем сегодня разбираться.

Давайте представим себе ситуацию, что Вы решили связать себе подобный пиджачок.
Тот, кто дружит со спицами, без труда разглядит, что изделие связано платочной вязкой, т.е. одними лицевыми петлями. Конечно, рисовать схему узора в этом случае совершенно бессмысленно – петли же одни и те же – лицевые. Достаточно, чтоб было написано: «изделие вязать лицевыми петлями или платочной вязкой ».

А теперь посмотрите на эту кофточкуВернее, на обвязку рукавов и нижнюю часть изделия (сверху, всё понятно – лицевая гладь , связанная в два цвета )

А нижняя часть кофты состоит из двух чередующихся узоров, описывать которые словами для вязания всего изделия, довольно проблематично — долго и большая вероятность допустить ошибку, а вязать их совсем не сложно.

Первый узор — простой волнистый , а второй чем то напоминает « павлиний хвост спицами »

Вот именно для того, чтоб упростить процесс записи, сократить её объём и были придуманы схемы в вязании.

Схемы в вязании и как научиться в них разбираться

Итак, мы с Вами выяснили, что схемы нужны для упрощения описаний и схематической записи узоров. Причём, схемами пользуются в любом виде вязания и практически в любой технике, исключением, разве, что, может быть названа техника фрифом, где наблюдается полная свобода полёта фантазии автора, записать который схематично вряд ли кто сможет… но… зарисовать местоположение разных объектов вполне возможно, так что тут тоже могут быть своего рода схемы.

Но вернёмся к более распространённым классическим видам вязания. Для того чтоб увидеть, что нарисовано на схемах сначала нужно понять как составляют схемы узоров в вязании

А техника составления и прочтения схематической записи узоров в вязании спицами и крючком совершенно одинаковы:

  1. Запись схем производится с помощью условных обозначений и показывает, как вязать тот или иной узор
  2. В схемах всегда обозначены петли и ряды
  3. Схемы в вязании следует читать справа налево/слева направо и сверху вниз
  4. В схеме узора всегда есть раппорт

Запомнив это, Вы уже сделаете «полдела». Теперь давайте поподробнее остановимся на каждом из этих пунктов.

Запись схем

Действительно, схемы записываются с помощью условных обозначений, но, для каждого вида вязания они разные. В этом, в общем-то, нет ничего странного – разные приёмы – и разные обозначения. Спицами вяжут петли, а крючком столбики 🙂

Сложность заключается в том, что довольно часто один и тот же приём вязания в разных изданиях обозначают по-разному. Это очень часто встречается в вязании спицами.

Обычно к схемам есть разъяснения, но не всегда… и не только в интернете, но и в журналах, бывает, забывают о такой нужной информации, как расписать все обозначения или же обозначения есть, но они на иностранном языке…В таких случаях очень помогает опыт и знание разных условных обозначений и приёмов вязания. Нужно просто знать, как выглядят обозначения разных приёмов в вязании спицами, а для тех, кто предпочитает крючок, соответственно, условные обозначения крючком.

Понятно, что для этого нужен опыт, опыт и ещё раз опыт – просто теория здесь не прокатит…

Петли и ряды

Петли указываются для всех видов вязания одинаково, а вот ряды – здесь есть разница. В схемах для вязания крючком всегда рисуют все ряды раппорта (о раппорте чуть ниже) без исключенияВ вязании же спицами, частенько, не обозначают изнаночные ряды, заменяя их словами «вязать по рисунку» или прописывая в описании к узору способ их вязания, например, «все чётные ряды вязать изнаночными петлями».

Данную информацию вполне можно запомнить.

Направление чтения схем

Большинство рукодельниц в нашей стране читают схемы именно так:

  • Для спиц — справа налево и снизу вверх (чтение начинается с первого ряда).
  • Для крючка – слева направо и снизу вверх (чтение начинается с наборной цепочки) либо справа налево, опуская из внимания цепочку из воздушных петель .

Это не нужно запоминать… это просто нужно попробовать и понять.

Сейчас в интернете довольно часто встречаются схемы в зеркальном отображении – это не значит, что они не правильные. Скорее всего такие схемы скопированы с сайтов или журналов стран, где принято читать схемы по-другому… У нас полмира пишет левой рукой, а следовательно и схемы читает с другой стороны… им просто так удобнее.

Раппорт – что это и зачем он нужен?

Раппорт – обязательная составляющая каждого узора. Другое дело – он не всегда нужен, так же как и схема в вязании (тот же пример с пиджачком)…

Раппортом называют часть, которая в данном узоре постоянно повторяется. Обычно выражается в петлях и рядах, но может быть выражен только в петлях.

Например, для вязания обычной резинки 1*1 спицами, где он равен 2 петлям — лицевая и изнаночная чередуются на всю ширину и на всю высоту образца, в изнаночных же рядах петли вяжут «по рисунку», поэтому нет смысла в схеме упоминать о других рядах кроме первого. Раппорт нужен просто для расчетов количества петель и компактной записи описания узора.

Сейчас достаточно часто встречаются публикации схем вязания детали целиком без всяких раппортов – это тоже довольно удобно.Правда, только в том случае, если Ваш размер и Ваши инструменты (спицы/крючок, пряжа и плотность Вашего вязания) полностью соответствуют данным описания журнала, что бывает крайне редко.

В любом случае перед началом вязания изделия нужно провязать образец узора, чтоб сравнить его с представленным описанием и в случае несовпадения размеров и плотности вязания произвести свой расчет петель для изделия.

А чтоб понять, как определить этот самый раппорт, нужна практика, практика и ещё раз практика в чтении схем и в вязании по ним.

Но, надо отметить, что далеко не всегда в описаниях используют схемы. Иногда – это просто бессмысленно, как мы видели с примером первой кофточки-пиджака.

Иногда – проще обойтись без схематических записей, как, например, при описании вязания простых игрушек спицами (описание словами занимает гораздо меньше места, нежели рисованные схемы).

А иногда описания без схем просто больше пользуются спросом у начинающих вязальщиц. Я видела целые книжки без всяких схем, где узоры расписаны «от и до» и на описание одного узора уходило 2-3 страницы печатного текста – жесть. С чем связан подобный спрос? Я думаю, что на самом деле, это обусловлено простым неумением прочтения, и нежеланием научиться читать схемы.

Умение читать схемы, во-первых, экономит время, а во-вторых, расширяет возможности.

Так что схемы в вязании очень нужны и очень важно уметь их понимать. Со своей стороны, я постараюсь в своих статьях давать схемы к узорам и различным изделиям (не ждите красивых схем – я рисовать ровные линии не умею!) и описания (хотя бы краткое) к ним, чтоб Вам было предельно понятно, что и как вязать.

Постепенно, при желании, Вы всему научитесь.

На этом своё довольно длинное и, не знаю, насколько вразумительное повествование посвящённое теме «зачем нужны схемы в вязании» заканчиваю, но к данной теме мы ещё не раз вернёмся.

Читайте также:  Плетение браслетов из резинок: основные способы и интересные схемы
Добавить комментарий