Кто впервые использовал тельняшку в женской моде? История и современность образа

История тельняшки

В России существует много интересных праздников, есть и такой — День рождения русской тельняшки, который отмечается 19 августа. Хотя он пока не является официальным, но весьма популярен в нашей стране. Особенно широко его празднуют в Санкт-Петербурге, где энтузиасты отмечают его как собственную традицию. «Дилетант» решил вспомнить историю этого предмета гардероба.

Тельняшка (в народе также — тельник) — нательная полосатая рубаха (отсюда и название), которую как предмет униформы носят военнослужащие многих стран, но лишь в России она стала особым символом, отличительным знаком настоящих мужчин. Дата 19 августа тоже выбрана не случайно. Есть сведения, что именно в этот день в 1874 году по инициативе Великого Князя Константина Николаевича Романова, носившего тогда высший военно-морской чин — генерал-адмирал, император Александр ІІ подписал указ о введении новой формы, которым тельняшка (специальная «нательная» рубаха) была введена как часть обязательной формы одежды русского моряка. Также император утвердил «Положение о довольствии команд Морского ведомства по части амуниции и обмундирования», в котором говорилось, что данная форма одежды предназначена для «нижних чинов кораблей и флотских экипажей» русского флота. А сама тельняшка регламентировалась так: «Рубаха, вязанная из шерсти пополам с бумагою (ред. — с хлопком); цвет рубахи белый с синими поперечными полосами, отстоящими одна от другой на один вершок (44,45 мм). Ширина синих полос — четверть вершка… Вес рубахи полагается не менее 80 золотников (344 грамма)…».

Синие и белые поперечные полосы тельняшек соответствовали цветам Андреевского флага — официального флага русского военно-морского флота. И предполагалось, что новая часть обмундирования будет отличаться удобством и функциональностью.

Сегодня она популярна не только у моряков. Надо сказать, что вообще тельняшки как таковые — это не русское «изобретение». Прообразы тельняшек появились во времена расцвета парусного флота, примерно в начале XVIII века, и были «рождены самой жизнью». На флоте она была очень практична — хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело, не ограничивает движений при любой работе, быстро сохнет. Причем с самого начала тельняшка была полосатой (правда полосы были цветными, и их матросы сами нашивали на рубаху) — на фоне светлых парусов, неба и в темной воде человек в тельняшке был виден издалека и отчетливо. Однако, при таком подходе, получался неимоверный разнобой покроев, цветов и полос, поэтому «полосатая рубаха» считалась неуставной формой одежды, и за ее ношение наказывали.

Отношение к ней изменилось в середине XIX века, когда в моду вошла голландская морская форма из короткого бушлата, брюк-клеш и куртки с глубоким вырезом на груди, в который тельняшка вписалась идеально, и ее включили в форму моряка. В России «мода» на тельняшки начала формироваться, по некоторым данным, с 1862 года, по другим — с 1866 года. А военные реформы 1865−1874 годов сильно изменили облик вооруженных сил России, и русские матросы стали носить голландскую форму, в том числе и тельняшку.

В итоге, указом Александр ІІ в 1874 году она была узаконена как часть формы русского моряка. Причем поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов, и ими очень гордились и берегли. К тому же их сначала закупали за границей, и лишь потом было налажено производство в России. Массовое мануфактурное производство тельняшек впервые началось на фабрике Керстена в Санкт-Петербурге (после революции — фабрика «Красное знамя»). Причем изначально белые полосы были намного (в 4 раза) шире синих. Лишь в 1912 году они стали одинаковыми по ширине (четверть вершка — примерно 11 мм). Тогда же изменился и материал — тельняшку стали изготавливать из хлопка и шерсти. А вот цвет полос оставался неизменным — белые и темно-синие.

После революции 1917 года тельняшка нисколько не потеряла своей популярности, носить ее по-прежнему было престижно. Зато в советское время, помимо бело-синих тельняшек, появились новые «цветовые решения». Например, морская пехота и речники носили тельняшки с черными полосками, а при создании формы для ВДВ в 1969 году, по аналогии с формой моряков, тельняшки вошли в состав формы и у десантников, но цвет полосок был изменен на небесный голубой.

В итоге, в 1990-х годах, тельняшки с полосками разных цветов были разработаны и официально «утверждены» и для других родов войск: черные (подводные силы ВМФ и морская пехота), зеленые (погранвойска), краповые (спецназ ВВ МВД), васильковые (спецназ ФСБ, Президентский полк), оранжевые (МЧС).

Также морская тельняшка входит в комплект формы курсантов военно-морских и гражданских морских и речных учебных заведений. Однако именно бело-синей тельняшке суждено было стать не только «любимицей» моряков, но и их символом доблести и братства. Моряки всех поколений русского флота называют ее «морской душой» и с удовольствием носят не только во флоте, но и в быту. Причем популярна эта одежда не только у профессионалов, но и у обывателей — и у взрослых, и у детей. Она давно стала не только элементом морской амуниции, но и предметом гардероба многих людей, не связанных с флотом. Например, известным популяризатором этой «полосатой рубахи» является французский модельер Жан-Поль Готье, представивший в 1990-х годах несколько коллекций прет-а-порте в сине-белую полоску.

Считается, что моряк, впервые отправившийся в открытое море (неважно, на рыболовецком судне, торговом корабле или военном крейсере), тут же вступает в братство отважных покорителей морской стихии. Опасностей там полно, а моряки — самые суеверные люди в мире. И вот одно из главных морских поверий связано с темными и светлыми полосами, нанесенными на тельняшку.

Оказывается, в отличие от сухопутных граждан, каждый настоящий моряк уверен, что пучину населяют различные демоны да русалки, и каждый из них представляет собой серьезную опасность для покорителей морей и океанов. Чтобы их обмануть и использовали тельняшку: считалось, что, надев подобную рубаху, моряки казались духам моря уже покойниками, от которых остались только скелеты.

Первыми робу с черно-белыми полосками надели рыбаки французской Бретани, чтобы уберечься от духов моря. В начале XVII века это суеверие распространилось по всему Старому Свету.

Начиная с 1852 года, по французскому стандарту тельняшка обязана была иметь 21 полосу — по числу крупных побед Наполеона. В свою очередь, голландцы и англичане предпочитали тельняшку исключительно с 12 поперечными полосами — по количеству ребер у человека.

Хорошо известно, за какие заслуги тельняшка с моря перекочевала на сушу. Виной тому — использование моряков в сухопутных военных операциях в Гражданскую и Великую Отечественную войну. По непонятной для историков причине моряки оказались лучшими бойцами, чем их сухопутные коллеги.

Недаром враг в страхе называл морскую пехоту «полосатыми дьяволами». До сих пор в России популярна поговорка: «Нас мало, но мы в тельняшках!». В годы войны ее дополняла другая: «Один моряк — моряк, два моряка — взвод, три моряка — рота». В первом же бою на суше 25 июня 1941 года под Лиепаей балтийские моряки обратили в бегство солдат вермахта, захвативших до этого половину Европы.

Гид по модным эпохам

ELLE составил краткую шпаргалку по истории моды от 1910-х до 1990-х

Нет такого дизайнера, кто бы ни разу не цитировал своих предшественников. Переложить хорошо забытое старое на новый лад – излюбленный прием и Джереми Скотта, и Карла Лагерфельда, и Николя Жескьера. Чтобы с одного взгляда на силуэт и крой угадывать аллюзии кутюрье, стоит разобраться в истории моды последнего столетия. ELLE составил краткую «шпаргалку» по модным эпохам, которая не позволит ошибиться.

1910-е: Париж диктует новый стиль – ар-деко

На смену Belle Epoque (в переводе с французского – «прекрасная эпоха») с характерным силуэтом «песочные часы» приходит ар-деко. Новый канон красоты – естественные, ничем не стесненные формы женского тела. Европа переодевается в экзотические наряды, вдохновившись балетом «Шехерезада», представленным Дягилевым в рамках «Русских сезонов» в Париже.

Модельер: Поль Пуаре – реформатор моды, именно он освободил женщин от корсетов и турнюров, предложив свободные платья-туники в древнегреческом стиле, а также накидки, монто и шаровары, навеянные Востоком. Пуаре ввел в моду экзотику и ориентализм, культивируя роскошь и изобилие в одежде: дорогие ткани и масса декора – признаки его творений.

Фасоны: платье с завышенной талией, зауженная к низу юбка, юбка-брюки, шаровары, накидка-кимоно, платье-сари, тюрбан, сумочка-кисет.

Ткани и декор: парча, шелк, бархат, тафта, восточные орнаменты, вышивка золотыми нитями, драгоценные камни, батик.

Иконы стиля: Айседора Дункан сделала свободное платье-тунику Пуаре известным на весь мир, появившись в полупрозрачном наряде на сцене – неслыханная дерзость. Другая модная икона эпохи – Ида Рубинштейн, звезда балета «Шехерезада» – не выходила из образа восточной красавицы и вне сцены, выбирая на каждый день шелковые кимоно.

1920-е: Эмансипация и джаз

Эмансипированная женщина и водит автомобиль, и пишет романы, и курит, и лихо танцует чарльстон в удобном прямом платье с заниженной талией – символе эпохи. Скромная элегантность Коко Шанель соседствует с излишествами «эпохи джаза»: перьями, боа и бахромой. Стиль garcon (в переводе с французского – «мальчик») уживался с ар-деко, по-прежнему популярным.

Модельер: Коко Шанель переодела женщин в мужские вещи и доказала, что маленькое черное платье, дополненное ниткой жемчуга, – вечерний вариант не хуже расшитого бисером наряда. За более женственное направление моды отвечала Жанна Ланвен.

Фасоны: платье цилиндрической формы, меховое монто, жакет, кардиган, свободные парусиновые брюки, костюм-пижама для пляжа, шляпка-клош, ободки и ленты для волос с обильным декором.

Ткани и декор: кружево, шелк, бархат, шерсть, букле, джерси; базовые цвета – черный, белый, серый, кремовый, бежевый; украшения из жемчуга, минимум декора – у Шанель, максимум – у остальных (вышивка, перья, банты, стеклярус).

Иконы стиля: Актриса немого кино и танцовщица Луиза Брукс прославилась не только свободой нравов, но и любовью к шляпкам-клош. Теннисистка Сюзанна Ленгле ввела моду на спортивную женскую одежду.

1930-е: Холодная чувственность Голливуда

Новая эпоха решительно отказывается от андрогинного фасона платья, скрывающего чувственные изгибы. Модельеры провозглашают другой силуэт – подчеркнутая талия, от которой идет струящаяся длинная юбка. Вслед за спортсменками девушки начинают носить трикотаж. Роскошный декор былого десятилетия забыт – Великая депрессия и ощущение близкой войны задают совсем другие настроения.

Модельер: Эльза Скиапарелли придумывает платье-свитер, джемпер с принтом, впервые использует вискозу и застежку-молнию. Она – первый провокатор и сюрреалист от моды. Чего стоит хотя бы платье с омаром и петрушкой или шляпка в виде туфли!

Фасоны: платье в пол с подчеркнутой линией талии, платье-свитер, джемпер, теннисные плиссированные юбки, платья-поло, спортивные брюки, шелковые перчатки до локтя, шлейфы, первые купальные костюмы.

Ткани и декор: тюль, шелк, бархат, шерсть, трикотаж; благородные насыщенные и пастельные тона – темно-синий, бордовый, жемчужный; отделка кружевом.

Иконы стиля: Женщины холодной красоты, звезды Голливуда – Марлен Дитрих и Грета Гарбо, манящие с экранов совершенством и утонченностью.

1940-е: Военное время диктует свои порядки

Начинается война, и девушки вынуждены отказаться от роскошных сложносочиненных нарядов. Появляется одежда в стиле милитари – женские вещи, сшитые из тех же тканей, что и форма военных. Пока в Европе мода скована ограничениями Второй мировой, США создают собственный «от кутюр».

Модельер: Главный «трендсеттер» десятилетия – дефицит: тканей, пуговиц, декоративных элементов. Именно он определяет нововведения в женском гардеробе: укорачивает длину юбки, запрещает пышные оборки из-за большого расхода ткани, лишает чулок и шпилек, и девушкам приходится носить шляпы и платки, чтобы скрыть неприбранные волосы.

Фасоны: приталенный жакет с накладными плечами, двубортное пальто, юбка-карандаш, блузка с рукавами-фонариками, платье рубашечного кроя с акцентом на талии, платье в морском стиле, шляпка с вуалью, ремень, броши, бусы.

Ткани: темно-зеленый, хаки, коричневый, серый, темно-серый, черный, голубой, белый, светло-желтый, красный; шерсть, хлопок, фланель; клетка, принт-горошек.

Иконы стиля: Секс-символ Америки, голливудская актриса Рита Хейворт и модели pin-up Бетти Грейбл и Бетти Пейдж. Изображения красоток так полюбились американским солдатам, что они повторяли их даже на самолетах.

1950-е: Расцвет парижской моды и новой женственности

Париж возвращает звание модной столицы. New look – новый облик женщины, предложенный Кристианом Диором, завоевывает популярность. За годы войны все слишком устали от лишений! Девушки стремятся выглядеть максимально женственными и тратят массу времени и средств на туалеты.

Модельеры: Кристиан Диор щедро тратит метры ткани на одну пышную юбку с высокой талией (возмутительная и восхитительная роскошь!) и вновь затягивает женщин в корсеты. Кристобаль Баленсиага идет другим путем и предпочитает прямой силуэт и архитектурные эксперименты с ним диоровским «бутонам» и «песочным часам». Коко Шанель возвращается в мир моды и презентует твидовый жакет с юбкой, а Юбер Живанши создает изящные, аристократичные наряды для своей музы Одри Хепберн.

Фасоны: платье-бюстье в пол, расклешенная юбка в складку, короткий узкий в талии жакет, пальто А-силуэта с рукавами три четверти, перчатки, маленькая шляпка, сумочка-клатч, туфли с острыми носами, жемчуг, ожерелья.

Ткани и декор: велюр, фланель, шерсть, шелк, атлас, замша; вышитые цветы, кружево, мелкий узор в цветочек, горизонтальная полоска.

Иконы стиля: С экранов моду диктуют Мэрилин Монро, Грейс Келли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор и Одри Хепберн, демонстрируя последние модели самых популярных дизайнеров.

1960-е: Бунт в моде и искусстве и сексуальная революция

Свобода нравов – модный гимн эпохи! В женском гардеробе появляются мини-юбка, джинсы, брючный костюм, платья-трапеции и пальто А-силуэта. Модельеры вслед за современными художниками вовсю экспериментируют и создают одежду из винила и синтетических материалов.

Читайте также:  Профессиональная косметика и обучение ее применению — предложения «Мартинес Имидж»

Модельеры: Английский дизайнер Мэри Куант подарила миру мини-юбку. Андре Курреж и Ив Сен-Лоран почти одновременно представили короткое платье-трапецию, ставшее абсолютным хитом. В дополнение к Высокой моде кутюрье начинают создавать коллекции pret-a-porter.

Фасоны: мини-юбка, брюки с высокой талией, джинсы, платье-трапеция, пальто с круглым воротом, рубашка в крестьянском стиле, сарафан, сапоги до колена, сумка на длинном ремешке, широкополые шляпы.

Ткани и декор: хлопок, деним, трикотаж, шерсть, вискоза, полоска, клетка, горошек, мелкие узоры; завязочки, бантики, воротнички, кружевная отделка.

Иконы стиля: Брижит Бардо сделала чувственный образ ультрамодным: ее растрепанную укладку с начесом и яркие черные стрелки копировали повсеместно. Жаклин Кеннеди мирила тренды и вечную классику в своих стильных образах и послужила образцом элегантность для тысяч женщин со всего мира.

1970-е: Молодежные субкультуры выбирают своих героев

Джинсовый бум охватывает мир: голубой и синий, рваный и потертый деним – на пике популярности. Вслед за набирающим обороты движением хиппи кутюрье обращаются к фольклору и этнике. Стиль унисекс завоевывает позиции – мужчины и женщины одеваются в одинаковые, простые и комфортные вещи. Актуальная музыка диктует свой дресс-код – так возникает стиль диско. Эпатажный панк – стиль бунтующей молодежи – взяла на вооружение Вивьен Вествуд. Появляются новые центры моды – так, в первой миланской Неделе моды представили свои коллекции Джорджо Армани, Джанни Версаче и семья Миссони.

Модельер: Ив Сен-Лоран подарил моде женский смокинг, прозрачную блузу, стиль сафари, абстрактные принты, африканские мотивы и многое другое. «Японец в Париже» Кензо Такада выступил апологетом азиатской чувственности и уличного стиля. Соня Рикель сделала платье-свитер из тонкого трикотажа своей визитной карточкой, а Оскар де ла Рента открыл именной бренд в Нью-Йорке.

Фасоны: водолазки, рубашки, джинсы, брюки-клеш, сарафаны, вязаные свитера, кардиганы, шапки, пончо, холщовые сумки, фенечки, комбинезоны.

Ткани и декор: лён, хлопок, шерсть, шелк, деним, яркие цвета, красочные орнаменты, вышивка, восточные и цветочные узоры, отделка бисером.

Иконы стиля: Джейн Биркин эпатировала публику откровенными нарядами, например, платьем-сеткой, надетым на голое тело. Модель Лорен Хаттон демонстрировала, как одеться в стиле сафари в повседневной жизни, а Джерри Холл была фанаткой стиля диско и советовала добавлять гламура в любой образ.

1980-е: Эпоха сильных женщин

Бизнес-леди – новый идеал эпохи. Дизайнеры придумывают целый гардероб независимой и успешной женщины. А затем идут дальше, представляя вызывающе сексуальные наряды, доказывающие, какую власть так называемый слабый пол имеет над мужчинами.

Модельер: Карл Лагерфельд становится креативным директором Chanel в 1983 году и запускает первую линию готовой одежды Дома. Японские дизайнеры Йоджи Ямамото и Реи Кавакубо заявляют о себе совершенно новым направлением в моде – деконструктивизмом, который трансформирует и ломает привычные силуэты одежды.

Фасоны: классические брюки со стрелками, пиджаки и смокинги с накладными плечами, платья-футляры, платья и кофты с рукавами «летучая мышь», кожаные куртки и плащи, леггинсы, топы-бюстье, мини и миди из кожи, обувь на платформе, ботфорты.

Ткани и декор: кожа, мохер, велюр, вельвет, замша, шелк, атлас, вискоза; насыщенные и неоновые оттенки, анималистичные принты, вертикальная полоска.

Иконы стиля: Грейс Джонс, не изменявшая мальчишеской короткой стрижке и кожаным нарядам. Мадонна и ее агрессивно-сексуальный образ.

1990-е: Минимализм, театральность и уличный стиль

Модный мир делится на два лагеря. Первый отстаивает принципы минимализма, вошедшего в индустрию с коллекцией Jil Sander. Второй – с упоением следит за сумасшедшими экспериментами Александра МакКуина и Жана-Поля Готье и поддерживает их кутюрное неистовство. Масс-маркет распространяется по всему миру, проникая даже в СССР – уже распавшийся, но все еще закрытый. Спортивный стиль, гранж и панк актуальны для молодежи по всему миру.

Модельеры: Марк Джейкобс демонстрирует коллекцию в стиле гранж на Неделе моды от имени бренда Perry Ellis. Джон Гальяно эпатирует критиков своими театральными шоу. Кельвин Кляйн возвращает в моду андрогинность.

Фасоны: футболки, пуловеры, куртки из денима, джинсы с низкой талией, юбки из денима, сарафаны на тонких бретелях, худи и толстовки, кроссовки и кеды, грубые ботинки.

Ткани и декор: хлопок, деним, кожа, фланель, вискоза, шифон, все цвета, принты с логотипами и названиями известных компаний.

Иконы стиля: Супермодели Линда Евангелиста, Синди Кроуфорд, Наоми Кэмпбелл, Кристи Тарлингтон, Клаудия Шиффер и Кейт Мосс, ставшие не просто лицами эпохи, но ролевыми моделями для миллионов.

История моды. Как возникла мода

История моды, или история возникновения одежды, подобна зеркалу, в котором отразилась вся история цивилизации. Каждая страна, каждая народность на разных стадиях развития человеческого общества, внесла свой вклад в формирование понятия мода. Много тысячелетий тому назад люди открыли для себя одежду, как средство защиты от неблагоприятных воздействий природы, развиваясь, они начали размышлять о её эстетической функции.

Слово мода (фр. mode) произошло от латинского слова modus , означающего такие понятия, как – правило, предписание, вид, мера, образ, способ.

Как возникло понятие мода?

История моды уходит своими корнями в древние цивилизации. Как возникло понятие «мода», доподлинно неизвестно. Вероятнее всего, оно сформировалось в западно-европейских странах произвольно, в связи с постоянным появлением новых одежд различных фасонов и разных названий.

Мода в одежде, как глобальное явление, начала формироваться во Франции в XVII в.

Одежда же появилась на самых ранних этапах развития человечества. Об этом рассказали археологические раскопки. При помощи растительных нитей древние люди сплетали и связывали различные естественные материалы – листья, солому, шкуры животных и т.д. В качестве головных уборов использовали высушенные крупные плоды, скорлупу страусиных яиц, панцирь черепахи и пр.

Есть сведения, что уже в эпоху верхнего (позднего) палеолита (период жизни, происходивший 40—12 тысяч лет тому назад, когда первые современные люди расселились по всей земле), впервые появились сшитые вещи, т.е. люди начали пользоваться костяными иглами, при помощи которых отдельные части самой ранней, пока еще примитивной одежды, такой как повязки и накидки, начали соединять в одно целое, скрепляя их нитями из жил животных или растительных волокон. Один из примеров получения таких данных – экспедиция 1964 года, осуществленная советским и российским археологом Отто Николаевичем Бадером на стоянку Сунгирь (верхнепалеолитическая стоянка древнего человека на территории Владимирской области, обнаруженная в 1955 году при строительстве завода). Сунгирь — одна из самых богатых и исследованных стоянок древнего человека. В ходе раскопок, которые велись почти 30 лет, было сделано около 70 тысяч археологических находок.

В сунгирском погребении нашли мужчину 40—50 лет и детей – мальчика 12—14 лет и девочку 9—10 лет. Археологам удалось реконструировать их одежду. На мужчине было подобие рубахи из выделанной шкуры с длинными рукавами, надевавшейся через голову (подобные куртки – (анораки) и сейчас носят северные народы), а также длинные кожаные брючины, сшитые воедино с подобием мягкой кожаной обуви. Одежда мужчины и детей была обильно обшита костяными бусами из бивня мамонта (до 10 тысяч штук), кроме того, в могилах были браслеты и другие украшения из мамонтовой кости.

Предполагаемый возраст находок — 25 тысяч лет. Однако даты, полученные в ходе исследований в разных лабораториях сильно отличаются, хотя и находятся в пределах периода названного интерстадиалом (время слабого потепления климата и сокращения площади ледников между двумя стадиями их наступания в течение одного и того же оледенения). По данным исследований Оксфордского университета, погребение было сделано 29-30 тысяч лет тому назад, в Университете Аризоны названы цифры – 30-33 тысячи лет тому назад, в Кильском университете также была получена цифра 30 тысяч лет тому назад.

Эти и другие археологические находки дают возможность восстановить картину возникновения одежды у человека.

Предшествовали появлению одежды – татуировки и окраска тела. При помощи рисунков люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и завоевать расположение друзей, привлечь к себе внимание.

Первые виды одежды были крайне примитивными. С развитием человека совершенствовались орудия труда, соответственно, усложнялись и формы одежды.

Еще до нашей эры, во времена расцвета древних цивилизаций начали закладываться предпосылки для возникновения моды, хотя такого понятия тогда не существовало. Одежда жителей древних государств становилась более разнообразной. Люди научились обрабатывать кожу и мех, производить различные ткани, создавать красители для тканей, плиссировать ткань, делать украшения и т.д. В разных государствах появлялись новые виды одежды, а войны и торговля способствовали проникновению традиций одних народов в культуру других народов.

Костюмы людей, принадлежавших к древним цивилизациям, указывали на классовую дифференциацию, которая уже тогда существовала в обществе. Несмотря на неизбежное заимствование вещей, происходящее благодаря различным взаимодействиям между разными народами, каждое древнее государство имело свои собственные традиции ношения одежды.

После падения Древнего Рима (Западной Римской Империи) начинается новый этап развития Европы, известный как средневековье, а, следовательно, и новые вехи в истории моды. Виды и формы одежды в разных регионах в период средневековья (от V в. – ранее средневековье – до XV в. – позднее средневековье) разнородны. Раннее средневековье отличается крайне примитивной одеждой. Довольно простой крой, не отличающийся особым разнообразием, существовал до XI века. В X – XIII веках происходит развитие швейного ремесла, появляются новые модели одежды.

Некоторые специалисты в истории моды считают, что зарождение моды началось в XII – XIII веках, когда в костюме в большом количестве стали появляться элементы, не обусловленные необходимостью, а предназначенные для его украшения.

По предложениям историков моды, в XV веке с развитием портновского искусства зарождается конструирование одежды, технология изготовления одежды начинает заметно усложняться. В XV веке в Западной Европе закладываются основы кроя, повлиявшие на изменение форм женской одежды.

В XVI веке и начале XVII века на Европейскую манеру одеваться влияет мода Испании. В этот период, получивший название Золотого века Испании, страна добивается мирового экономического и политического лидерства, и соответственно, многие элементы испанского костюма того времени становятся широко популярными.

В конце XVI века влияние на тенденции в европейской одежде начала оказывать и Италия, где в это время зародился стиль Барокко. Италия славилась своими великолепными тканями, и вся состоятельная публика, стремящаяся роскошно одеваться, хотела носить одежду из итальянского бархата, атласа, тафты и кружева. Главной законодательницей итальянской моды в XV веке была Флоренция, а в XVI — Венеция.

В эпоху Высокого Возрождения в Италии мода впервые была научно детализирована. В период Ренессанса появились первые литературные источники, в которых говорилось об одежде, первые руководства о том, как одеваться и гримироваться, как наилучшим образом отвечать требованиям современной моды. Эти требования формулировались в итальянской литературе того времени. Например, в трактате итальянского философа, гуманиста, писателя Алессандро Пикколомини «Рафаэлла, или прекрасные манеры женщин» (La Raffaella ovvero della bella creanza delle donne), опубликованном в 1539 году, из диалога двух героинь – Рафаэллы и Маргериты, обсуждающих одежду, косметику, ювелирные изделия и прочие земные радости, можно узнать о некоторых воззрениях на моду. Когда молодая и наивная Маргерита спрашивает старшую, более опытную Рафаэллу о том, что является важнейшей особенностью моды, то Рэфаэлла откровенно отвечает ей, что мода должна быть «богатой», что платье должно быть широким, со множеством складок.

Относительно частая смена форм костюма в период позднего средневековья, увлечение новизной, возникновение подражания дают основания полагать, что мода как социально-психологическое явление начала зарождаться в этот период.

Однако общей моды, как таковой, все ещё не было.

Общая мода в Европе начала устанавливаться с середины XVII века, а национальные особенности отходили на второй план.

Возникновения современной моды стало возможным благодаря системе моды начавшей развиваться во Франции во время правления короля Людовика XIV, известного как Людовик Великий или Король-солнце (Louis XIV Le Roi Soleil), и процесс этот, носил далеко не стихийный характер.

Французская мода стала доминантной в Европе с середины семнадцатого столетия. В этот период Франция стала одной из самых могущественных мировых держав, центром политической и культурной жизни Европы. Мода создавалась с этой стране как значимый компонент культурной, политической и социальной жизни. Благодаря первому, в некотором роде, создателю моды королю Людовику XIV и его знаменитому министру финансов Жану-Батисту Кольберу (Jean-Baptiste Colbert) государство принимало самое активное участие в развитии индустрии роскоши как части политической и культурной экспансии Франции. В результате возникла новая инфраструктура производства одежды. Создавались государственные предприятия, контролируемые правительством, производство одежды было законодательно отделено от ее продажи. Разрабатывались законы о приобретение предметов роскоши, которые жестко контролировали потребление моды. Мода была сконцентрирована при дворе.

Несмотря на частые войны и революции XVIII и XIX веков, Франции удалось сохранить репутацию законодательницы мод, а Парижу остаться центром мировой моды.

На протяжении XVII – XIX веков фасоны одежды постоянно менялись, становясь то более сложными, то упрощаясь. С середины XIX века в моде стали происходить изменения, приближающие её к современности. Элементы мужского костюма начали проникать в женский гардероб, наметилось появление спортивной одежды, зарождалась тенденция упрощения форм одежды.

Родоначальником такого понятия, как «Высокая мода» (Haute Couture), считается французский модельер английского происхождения Чарльз Фредерик Ворт (Charles Frederick Worth), основатель дома моды House of Worth. В 1868 году Вортом был создан Синдикат Высокой моды (фр. Chambre Syndicale de la Couture Parisienne) – парижская организация, объединяющая Модные дома, существующая до сих пор.

Читайте также:  Вязаный маникюр: техника выполнения гель-лаком

Реформатором моды, создателем нового образа жизни, стиля, который царил в Европе и Америке до начала 1920-х годов является французский модельер Поль Пуаре (Paul Poiret).

В начале XX века в мире моды появился целый ряд выдающихся кутюрье, изменивших представление о манере одеваться, таких как Коко Шанель (Coco Chanel), Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli), Жанна Ланвен (Jeanne-Marie Lanvin), Жан Пату (Jean Patou) и др.

На рубеже XIX – XX, в один из интереснейших периодов в истории моды, начала формироваться спортивная мода.

Современный покрой одежды установился после Первой Мировой войны.

Модный ликбез: 11 культовых дизайнеров и их наряды, которые навсегда изменили мир

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Говорят, что мода циклична и что все новое — это хорошо забытое старое. Однако есть кутюрье, которые вошли в историю как новаторы и создали действительно культовые образы и наряды. Они не просто нашли свой собственный неповторимый стиль, но и задали новые стандарты, определив модные тенденции на много лет вперед.

AdMe.ru решил вспомнить громкие имена модельеров, которые стали настоящими легендами в мире стиля, и их наиболее яркие творения.

1. Коко Шанель и брючные костюмы

Конечно, имя Габриэль «Коко» Шанель в первую очередь ассоциируется с маленьким черным платьем. Однако помимо него дизайнер привнесла в мир моды множество новых идей. Габриэль обожала простоту и аскетизм, поэтому именно она первая в Европе осмелилась надеть удобные брюки вместо сковывающей движения юбки. Позднее Шанель часто черпала вдохновение в мужской одежде.

С легкой подачи мадам Коко брюки стали неотъемлемой и важной частью женского образа. Так что можно с уверенностью сказать, что именно Шанель стала основоположницей такого актуального стиля, как спортшик.

2. Кристиан Диор и «барный» жакет

Кристиан Диор до сих пор остается символом элегантности и шарма. В 1947 году, когда весь мир только-только начал восстанавливаться после войны, Диор придумал силуэт new look: тонкая талия, пышная юбка и маленькие округлые плечи. Чуткий дизайнер угадал настроения общества и предложил женщинам вновь почувствовать себя женственными и желанными. «Европа устала от падающих бомб, ей хочется зажигать фейерверки», — так сказал модельер о своей новой коллекции.

Также одно из главных изобретений модельера — классический жакет из атласа. Диор создал его для того, чтобы женщины могли проводить «счастливые часы» в барах, поэтому жакет получил название «барный».

3. Ив Сен-Лоран и платье «Мондриан»

Один из ведущих модельеров XX века подарил миру моды немало шедевров — яркие цвета, восточные и африканские мотивы, а также женские смокинги и свитеры с высоким горлом. Однако одним из самых ярких творений кутюрье стало платье с узором «Мондриан». На создание этой коллекции Лорана вдохновил один из основоположников абстракционизма — нидерландский художник Пит Мондриан. На своих картинах он часто изображал яркие квадраты и четкие линии.

В 1965 году Ив Сен-Лоран представил свою новую коллекцию «геометрических платьев» прямого силуэта, которые пришли на смену пышным романтическим силуэтам. Это было новое слово в моде и главное открытие сезона. Творение дизайнера тут же окрестили «платьем будущего». С тех пор минималистичные платья без лишних деталей стали непременным атрибутом любого базового гардероба.

4. Джанни Версаче и легинсы

«Феномен Версаче» — так называли творческий путь великого модельера. Джанни покорил публику тем, что представил женщин в совершенно новом свете. Девизом маэстро стали 2 слова: «чувственность» и «откровенность». Именно Джанни сделал так, что сексуальность вошла в моду на долгие годы. Разрезы на платьях, максимально облегающие силуэты, глубокие декольте и туфли на тонкой шпильке — все это стало визитной карточной бренда.

До Версаче никто не додумался предложить женщинам носить вместо брюк легинсы в повседневной жизни, а не только в спортзале. Также Версаче виртуозно умел комбинировать несочетаемые на первый взгляд вещи: нежный шелк и грубую кожу, искусственный мех и частички металла. Сегодня такая эклектика встречается практически повсеместно.

5. Вивьен Вествуд и оверсайз

Вивьен Вествуд — одна из самых известных английских дизайнеров, настоящая бунтарка и популяризатор стиля «панк». В начале 70-х она придумала сшивать одежду швами наружу, стала украшать наряды булавками, цепями и ошейниками. Коллекции Вествуд невозможно перепутать с другими — только она умеет так смело сочетать экстравагантность и простоту.

«Королева панка» подарила модникам обувь на высокой платформе, вещи в крупную полоску и яркую клетку, а также асимметричную и мешковатую одежду будто с чужого плеча. Сегодня вещи оверсайз популярны во всем мире. Кстати, именно Вествуд стала вдохновительницей для таких дизайнеров, как Гальяно и Маккуин.

6. Ральф Лорен и рубашки поло

Известный американский дизайнер трижды получал звание «Дизайнер года» и был удостоен титула «Легенда моды». Мало кто знает, что Ральф имеет белорусские корни и у него даже нет диплома модельера. Он говорил о себе так: «Я никогда не ходил в школу моды — я был молодым парнем, у которого был свой стиль. Я и представить не мог, что поло станет тем, что есть».

В свое время Лорен открыл магазин и свою марку Polo Fashion и первым стал выпускать спортивные рубашки в 24 оттенках. Его коллекции сочетали в себе изысканность, но при этом непринужденность. Модники обязаны Ральфу Лорену одеждой в стиле вестерн и кантри и, конечно, рубашками поло, которые, кажется, никогда не выйдут из моды.

7. Эльза Скиапарелли и сюрреалистичные платья

Эльзу Скиапарелли называли неудачливой соперницей Шанель. Однако именно Эльза была одним из самых знаковых дизайнеров 30-х годов ХХ века. К тому времени во Франции сформировалось новое эстетическое направление — сюрреализм, которое стирало грань между реальностью и фантазией. В моде это направление возглавила Скиапарелли. Она дружила со знаменитым художником Сальвадором Дали, который был ее главным вдохновителем. Он подарил ей множество совершенно безумных для того времени идей — от шляпки в виде туфли до вечернего платья с необычным принтом — хвост омара.

Также Эльза придумала такое понятие, как бутик, и стала основоположницей стиля прет-а-порте, превратив обычный показ мод в яркое шоу. Кроме того, благодаря ей появились платья на молнии, накладные плечи, раздельный купальник и юбка-шорты.

8. Олег Кассини и костюмы из твида и джерси

Олег Кассини был главным модельером Жаклин Кеннеди. Многие думают, что первая леди США часто носила костюмы от Chanel, но на самом деле в ее гардеробе почти не было оригинальных вещей этого модного дома. Дело в том, что Джон Кеннеди не хотел, чтобы его жена отдавала предпочтение европейским брендам, и говорил, что нужно поддерживать американских производителей.

Тогда Джеки обратилась за помощью к Кассини, и вместе они нашли выход из положения: шили наряды по французским образцам в местных ателье. Например, вдохновившись твидовыми двойками Chanel (юбка ниже колена и приталенный жакет с рукавами 3/4), дизайнер заказывал такие костюмы в американской фирме Chez Ninon. Сегодня стиль Жаклин известен во всем мире и является одним из самых ярких символов эпохи 60-х.

9. Жан-Поль Готье и бельевой стиль

Готье был основным законодателем модных тенденций в 80–90-х годах. Самым ярким его творением оказался знаменитый шелковый корсет с бюстгальтером-конусом, который модельер сшил для Мадонны. Примерно в это время сформировался его фирменный стиль: всевозможные вариации на тему нижнего белья, платья-комбинации и пеньюары, а также кроп-топы, открывающие животы.

Готье всегда стремился эпатировать и провоцировать публику, и, кажется, ему это прекрасно удавалось. Сегодня бельевой стиль не теряет своей актуальности, а укороченные майки и топы буквально заполонили все магазины.

10. Роберто Кавалли и анималистичные принты

В мир высокой моды Роберто Кавалли ворвался в середине 60-х годов прошлого века, представив линию одежды из кожи. До сих пор имя Кавалли прежде всего ассоциируется именно с кожаными изделиями и «животными» орнаментами.

Дизайнер прославился тем, что привнес в фешен-индустрию яркие тропические краски. Модельер стал основоположником модного направления с анималистичными принтами. Чтобы подчеркнуть женственность и элегантность женской фигуры, Кавалли часто использует в своих коллекциях перья, кожу рептилий, пайетки и стразы.

11. Вера Вонг и свадебные платья

Имя модельера Веры Вонг стало синонимом идеального подвенечного платья. Причем карьеру она начала только в 40 лет, но сразу стала первым свадебным дизайнером в мире. Философия Вонг основана на том, что важно подчеркнуть индивидуальность и чувственность каждой девушки.

В своих коллекциях дизайнер использует многослойность, асимметрию и легкие ткани, а также играет на контрастах форм и фактур. Кроме того, узнаваемыми чертами платьев Веры Вонг стали скульптурные готические образы и необычные цветовые решения — от голубого до черного. Она вознесла свадебную моду на новый уровень — до нее никто не додумался дополнять образ невесты смелыми аксессуарами в виде черных и красных перчаток, корсетов и поясов.

А у вас есть любимые модельеры и их самые запоминающиеся наряды?

История тельняшки

19 августа этого года исполнилось ровно 140 лет с тех пор, как в 1874 году императорским указом Александра II тельняшка официально вошла в перечень амуниции, обязательной к ношению русскими моряками. С тех пор эта дата считается днем рождения русской тельняшки, а сама полосатая рубаха прочно вошла в жизнь русского моряка. Но история ее происхождения до сих пор окутана тайной.

МАЙКА МЕРТВЕЦА

Считается, что моряк, впервые отправившийся в открытое море (неважно, на рыболовецком судне, торговом корабле или военном крейсере), тут же вступает в братство отважных покорителей морской стихии. Опасностей там полно, а моряки — самые суеверные люди в мире. И вот одно из главных морских поверий связано с темными и светлыми полосами, нанесенными на тельняшку.

Оказывается, в отличие от сухопутных граждан, каждый настоящий моряк уверен, что пучину населяют различные демоны да русалки, и каждый из них представляет собой серьезную опасность для покорителей морей и океанов. Чтобы их обмануть и использовали тельняшку: считалось, что, надев подобную рубаху, моряки казались духам моря уже покойниками, от которых остались только скелеты.

Первыми робу с черно-белыми полосками надели рыбаки французской Бретани, чтобы уберечься от духов моря. В начале XVII века это суеверие распространилось по всему Старому Свету.

Начиная с 1852 года, по французскому стандарту тельняшка обязана была иметь 21 полосу — по числу крупных побед Наполеона. В свою очередь, голландцы и англичане предпочитали тельняшку исключительно с 12 поперечными полосами — по количеству ребер у человека.

БУМАЖНАЯ РУБАХА

Если же говорить серьезно, то появление на море тельняшки было продиктовано суровыми обстоятельствами морских путешествий и очень странно, что она не появилась раньше XVII века. Не желая черпать информацию из сомнительных источников, автор статьи обратился к знакомому контр-адмиралу с просьбой рассказать о том, откуда на самом деле появилась эта полосатая рубаха. Адмирал рассмеялся и сказал: «Нам еще в училище преподаватели говорили: полоски на тельняшке — чтобы сачков на фоне парусов видеть».

Действительно, во время плавания или морского сражения боцману корабля жизненно важно было видеть, сколько человек находится на работе. Человек же в полосатой сине-белой рубахе отлично виден на фоне как белых, так и цветных парусов. В ситуации, когда матрос оказался за бортом, тельняшка опять же значительно облегчала его поиск и спасение. Но главное, за что тельняшка полюбилась морякам, — это ее состав.

Например, после введения тельняшки в обмундирование русских моряков, в официальном документе говорилось: «Рубаха, вязанная из шерсти пополам с бумагою», то есть хлопком. Это позволяло проветривать тело при жаре и согревать его во время холодов.

Первые тельняшки были вязаными. Моряки во время дальних странствий порой сами крючком и спицами вязали себе полюбившуюся одежду — это занимало досуг и очень успокаивало нервы.

ВНЕ ЗАКОНА

Несмотря на популярность тельняшки, к XVIII веку она была запрещена. Причина запрета, при очевидной глупости, была достаточно логична. Руководство военно-морских сил ряда европейских стран посчитало тельняшку неуставной формой одежды. Действительно, зачастую моряки вязали ее на глазок, не соблюдая стандартов в качестве материала и длине полос.

К тому же в ту пору в большинстве стран появилась казенная морская форма. Так тельняшка почти на сто лет пропала из активного обихода моряков. Некоторые матросы по старой привычке надевали тельник под одежду, но бывали за это строго наказаны.

Реабилитировали полосатую рубаху лишь в середине XIX века, когда в моду вошла голландская морская форма: короткий бушлат, брюки клеш, куртки с глубоким вырезом на груди, из которого и виднелись полоски. С этого момента каждый моряк обязан был иметь в своем гардеробе как минимум три тельняшки.

«МОРСКАЯ ДУША»

В России тельняшка стала символом безрассудной смелости, героизма и презрения к смерти. Сегодня уже сложно сказать, когда русские моряки впервые увидели полосатые рубахи на своих иностранных коллегах. Скорее всего, это знакомство произошло в XVII веке в Архангельске, во время посещения порта английскими или голландскими торговыми судами.

Читайте также:  Мехенди в домашних условиях

Удивительно, почему Петр I, практически целиком перенявший морские традиции Голландии, сразу не позаимствовал и тельняшку. Лишь в августе 1874 года великий князь Константин Николаевич Романов положил перед императором Александром II указ о включении тельняшки в морскую форму.

У первой российской тельняшки расстояние между синими полосами составляло примерно 4,5 см. Считалось, что сине-белая гамма тельняшки повторяет цвета Андреевского флага. Белые полосы оказались значительно шире синих. Равноправие между ними было установлено лишь в 1912 году. С этого момента ширина полос составила четверть вершка, в современной мере исчисления примерно 1 см. В качестве материала теперь стали использовать исключительно хлопок.

Изготовление тельняшек первое время происходило за границей. Лишь со временем в Санкт-Петербурге было налажено собственное производство на трикотажной фабрике Керстена, после революции переименованной в «Красное знамя».

Повседневной полосатая рубаха стала далеко не сразу. Первое время она предназначалась исключительно для дальних походов. В обычном режиме нижние чины могли надевать ее лишь по воскресеньям, в дни государственных праздников, а также при увольнении на берег. Таким образом, тельняшка из удобного бытового предмета на некоторое время превратилась в элемент парадной формы. Но моряки все равно старались носить ее повседневно, ласково называя «морской душой».

ПОЛОСАТЫЕ ДЬЯВОЛЫ

С 1893 года тельняшка вошла в обмундирование флотилии Отдельного корпуса пограничной стражи на Белом, Черном и Каспийском морях. Классические синие полоски в 1898 году сменили полосы зеленые, какими они остаются у пограничников и по сей день.

Спецназ внутренних войск носит тельняшку с краповыми полосками, спецназ ФСБ и Президентский полк — с васильковыми, а МЧС — с оранжевыми. Морская пехота, как и подводники, одеваются в тельняшку с черными полосками.

Почему выбраны такие цвета? Это тайна за семью печатями. Зато хорошо известно, за какие заслуги тельняшка с моря перекочевала на сушу. Виной тому — использование моряков в сухопутных военных операциях в Гражданскую и Великую Отечественную войну. По непонятной для историков причине моряки оказались лучшими бойцами, чем их сухопутные коллеги.

Недаром враг в страхе называл морскую пехоту «полосатыми дьяволами». До сих пор в России популярна поговорка: «Нас мало, но мы в тельняшках!». В годы войны ее дополняла другая: «Один моряк — моряк, два моряка — взвод, три моряка — рота». В первом же бою на суше 25 июня 1941 года под Лиепаей балтийские моряки обратили в бегство солдат вермахта, захвативших до этого половину Европы.

Свою роль в успешном выполнении боевых задач советскими моряками сыграла и любимая ими тельняшка. Дело в том, что в атаку моряки шли, как правило, в одних тельняшках, полоски которых создавали оптическую иллюзию большего количества людей, чем это было на самом деле.

Командование, убедившись, что моряки никогда не отступают, бросало «полосатых дьяволов» в прорыв на самых сложных участках фронта. Именно из-за отваги моряков на полях Великой Отечественной 6 июля 1969 года тельняшка вошла в обмундирование воздушно-десантных войск.

День русской тельняшки

19 августа – День русской тельняшки. Мало какие предметы одежды удостоились собственного праздника, да еще и регулярно отмечаемого самыми разными людьми. Но тельняшка – одежда особая, завоевавшая уважение к себе многочисленными подвигами людей, ее носивших. Она – своего рода символ русского ратного мужества.

История полосатой рубахи

Именно в России тельняшка, рубаха с горизонтальными полосами, встретила особое отношение: о ней слагают стихи и песни, ее носят и любят и стар и млад. Но история полосатой рубахи началась задолго до того, как она стала обмундированием российских моряков.

В XVII веке моряки европейских флотов стали нашивать на свои белые рубахи полоски ткани различных цветов. Это не было баловством или желанием выделиться – просто на фоне однотонных светлых парусов и темного моря такая рубаха делала матроса максимально заметным. Рубахи делали из плотной ткани, что позволяло и не страдать от холода, и сохранять свободу движений во время различных корабельных работ, требовавших большой сноровки и подвижности.

Предания связывают появление матросского тельника с рыбаками Бретани – провинции на севере Франции. Бретонцы, коренные жители этой области, издавна славились как превосходные моряки и рыбаки. И именно они, якобы, стали первыми носить полосатые рубахи. Причем тельняшки имели не только утилитарный характер, так как помогали лучше разглядеть моряка на фоне парусов, но и наделялись сакральным значением.

Бретонские рыбаки были людьми суеверными и считали, что правильная одежда может уберечь их от различных опасностей. В средневековой Европе полосатые робы носили каторжники и палачи. А бретонские моряки думали, что выходя в море на своих рыбацких шхунах, они будут отпугивать нечистую силу своей одеждой. Та решит, что это преступники, изгои общества, и не будет с ними связываться.

Такое объяснение популярности тельняшки, конечно, чересчур романтичное. Скорее всего, бретонцы все же руководствовались в своем выборе таким полезным качеством матросской рубахи как ее заметность издалека. В любом случае, к XVIII веку полосатые робы пользовались популярностью далеко за пределами Бретани. Вслед за северной французской провинцией они пришли на голландский флот.

Многие бретонские рыбаки нанимались матросами на голландские суда, а голландский флот в то время считался одним из лучших в мире. Голландцы стали брать пример с бретонцев и тоже облачаться в полосатые рубахи. Но на военных кораблях офицеры пытались бороться с распространением тельняшки всеми силами. Ведь моряку полагалось одеваться строго по форме – в кафтаны определенных цветов. Впрочем, пока военно-морское командование в Голландии, Англии и других странах наказывало моряков за тельняшки, на более вольных духом торговых и рыболовецких кораблях тельняшка получила всестороннее распространение.

В Россию тельняшки попали сравнительно поздно. Император Петр I, который обожал флот, тем не менее, не перенес на российскую почву голландскую традицию ношения полосатой рубахи. И весь XVIII век русский императорский флот обходился без тельняшки. Лишь в XIX веке тельники в Россию стали привозить моряки торговых кораблей. Они покупали их в европейских портах и очень гордились своими полосатыми рубахами. Ведь тельняшка показывала статус бывалого моряка, посетившего другие страны. В России тельняшки тогда не делали и не продавали.

Однако в XIX веке в моду на многих флотах вошла голландская морская форма – брюки-клеш, короткий бушлат и кофта с вырезом на груди. В этом вырезе идеально смотрелась тельняшка. И с начала 1860-х годов русские моряки стали носить полосатую рубашку в сочетании с основной формой. Офицеры этому особо не препятствовали.

Тельняшка приобретает официальный статус

19 августа 1874 года, 145 лет назад, Великий Князь Константин Николаевич Романов подписал указ о введении на кораблях русского императорского флота новой формы. Император Александр II указ утвердил. Так полосатая тельняшка стала официальной формой одежды нижних чинов флотских экипажей и кораблей.

В «Положении о довольствии команд Морского ведомства по части амуниции и обмундирования» тельняшка описывалась следующим образом:

Для подобной расцветки было придумано и солидное обоснование – теперь синие и белые поперечные полосы олицетворяли собой цвета Андреевского флага – русского военно-морского знамени.

Моряки сразу же полюбили новую форму. Во-первых, тельняшка была очень практичной одеждой – заметной, удобной для любых действий, теплой. Во-вторых, тельняшка подчеркивала принадлежность человека к особому морскому братству, ставила русских моряков в один ряд с моряками других стран.

Стоит отметить, что первое время полосы на тельняшке не были равномерными. Белые полосы в 3-4 раза были шире синих полос и лишь в 1912 году они стали распределяться на тельняшке равномерно. Первым российским предприятием легкой промышленности, на котором стали выпускать тельняшки, была фабрика Керстена в Санкт-Петербурге – морской столице Российской империи. До того, как тельняшки стали выпускать на фабрике Керстена, их импортировали из Европы.

Первое время на русском флоте тельняшку еще нужно было заслужить. Далеко не каждый матрос получал полосатую рубаху – ее выдавали тем, кто отправлялся в дальний поход. И если моряк носил тельник, то не было никаких сомнений в том, что он действительно был в дальнем плавании, претерпел множество трудностей, боролся с опасностью. Так тельняшка стала и символом престижа морской службы.

Как правило, моряки оставляли тельняшку на память о своей службе на флоте и отправлялись «на дембель» в полосатой рубахе. Моряк в русской культуре навсегда стал изображаться в тельняшке, а без тельняшки это как бы и не совсем моряк. На картинах, на книжных иллюстрациях, на плакатах моряков отныне изображали в неизменном тельнике.

Мода на тельняшку

В начале ХХ века, особенно после Русско-японской войны 1904-1905 гг., в России утвердилась мода на морской стиль. Матросские костюмчики стали одним из самых распространенных видов одежды для мальчиков из семей, способных позволить себе такое недешевое удовольствие. В тельняшках стали щеголять не только демобилизованные с военного флота моряки, но и простые рабочие парни. Быть моряком стало престижно, а в сельской местности демобилизованные с флота матросы вообще считались «первыми парнями на деревне».

Дальнейшая история тельняшки была еще более триумфальной. Матросы сыграли очень важную роль в революционных событиях февраля и особенно октября 1917 года, а затем и в охватившей Россию гражданской войне. Хотя в политическом плане значительная часть матросов тяготела не только к большевикам, но и к левым эсерам и анархистам, революционные моряки в тельняшках, перевязанных пулеметными лентами, стали одним из символов революции.

Так тельняшка превратилась еще и в олицетворение верности революционным идеалам – парень в тельняшке внушал всем своим видом доверие и уважение. Что интересно, тельняшка одинаково прижилась и в «правильной» среде комсомольцев и активных рабочих, и среди «несознательной» городской шпаны, для которой стала символом морской лихости и вольницы.

Великая Отечественная война стала еще одной важной страницей в истории русской тельняшки. На сухопутные фронты Великой Отечественной были направлены бригады морской пехоты, комплектовавшиеся моряками Балтийского и Черноморского флотов. Морские пехотинцы отличались невероятной храбростью, ожесточенно дрались с противником, за что сами гитлеровцы уважительно называли их «черными дьяволами» и «полосатыми дьяволами».

Когда в атаку поднималась масса воинов в тельняшках, враг приходил в смятение. Не счесть плакатов военного и послевоенного времени, на которых изображены моряки в тельняшках и бескозырках, идущие в полный рост в атаку на гитлеровцев.

«Нас мало, но мы в тельняшках» – такая поговорка подчеркивала роль тельняшки как символа смелости, самоотверженности советских людей, призывала брать пример с военных моряков, бесстрашно сражавшихся с превосходящими силами противника, находивших выход из самых безвыходных ситуаций.

Естественно, что и после войны демобилизовавшиеся с флота матросы и старшины, оставлявшие полосатые рубахи на память о службе, пользовались всенародным уважением. Тельняшка вошла в моду как предмет гардероба самых разных людей, в том числе и не имевших никакого отношения ни к морю, ни к военной службе – обыватели полюбили тельняшку как теплую и очень удобную универсальную рубашку, использовавшуюся как повседневная или домашняя одежда, особенно в холодное время года.

Тельняшка для десанта

После Великой Отечественной войны в Советском Союзе стал активно развиваться новый род войск – Воздушно-десантные войска. И у них тельняшка также получила широкое распространение. Инициатором внедрения тельняшки в комплекты обмундирования воинов ВДВ был сам легендарный «дядя Вася» – генерал Василий Филиппович Маргелов. Он сам в годы Великой Отечественной войны командовал 1-м Особым лыжным полком моряков Краснознаменного Балтийского флота. Мужество своих подчиненных – морских пехотинцев – Маргелов запомнил навсегда и очень захотел, чтобы и личный состав ВДВ носил тельняшки.

Маргелову удалось даже преодолеть сопротивление одного из самых авторитетных и заслуженных советских военачальников – главнокомандующего Военно-морским флотом СССР Адмирала Флота Советского Союза Сергея Горшкова. Адмирал, понятное дело, встал на защиту тельняшки как компонента исключительно флотского обмундирования, считая, что людям, не связанным со службой на флоте, носить тельняшку нельзя. И тут Маргелову пришлось вспомнить о своей службе командиром полка морской пехоты, подчеркнув, что и воздушные десантники – такие же десантники, как и морские пехотинцы, а значит тоже имеют полное право носить тельняшку. В конце концов, адмирал был вынужден согласиться с аргументами главкома ВДВ.

Первоначально тельняшку имели право носить воины-десантники, совершившие хотя бы один прыжок с парашютом в воду. Затем тельник вошел в состав форменного обмундирования Воздушно-десантных войск ВС СССР. В 1968 году советские десантники уже носили тельняшки с полосами не темно-синего, как у моряков, а небесно-голубого цвета.

В настоящее время тельняшку носят представители многих других родов войск и силовых структур. В Пограничной службе ФСБ в ходу – тельняшка с зелеными полосами, в Росгвардии– с краповыми полосами, в МЧС РФ – с оранжевыми полосами, а в подразделениях ФСБ и ФСО – с полосами василькового цвета. Тельняшка, некогда бывшая лишь символом моряков, превратилась в компонент форменного обмундирования практически во всех элитных войсках и подразделениях как вооруженных сил, так и других силовых структур.

Сохраняется мода на тельняшку и в гражданской жизни. Сегодня полосатая рубаха – популярная одежда, в которой с удовольствием ходят и гражданские люди (и мужчины, и женщины), а дизайнерские агентства разрабатывают все новые модификации легендарной тельняшки.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий