Роль куклы в развитии ребёнка

Роль куклы в развитии ребёнка

Кукла – одна из древнейших игрушек человека. Она есть в детской у каждого ребёнка. Кажется, всего лишь простая кукла, ну образ человека и что с того? Однако она имеет сильное воздействие на психологическое и социальное развитие ребёнка.

Развивающее значение куклы
Маленький ребёнок, мальчик это или девочка, постоянно находится в контакте с куклой. Она будет оставаться его спутником ещё долго, даже в младшем школьном возрасте, может только чуть поменяет вид. И конечно всё это время она будет воздействовать на ребёнка. Но каким же образом?
Все знают, что игрушки развивают ребёнка в тех или иных областях, и поэтому часто покупают различные кубики. Конструкторы, головоломки, а такие традиционные игрушки, как куклы, считают устаревшими и служащими только для забавы и чисто девчачьей игрушкой. И поэтому стараются их заменить. Но не все осознают, что лишая ребёнка, особенно в маленьком возрасте, общения с куклой, возможно затормозить его развитие. Ведь кукла несёт особые функции в развитии психики ребёнка.
Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он делает им куклу. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла. При этом в игре с ней он может действовать так, как вздумается, и никто не будет мешать и осуждать.
Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях. Так же может приписывать какие-либо качества, которыми не обладает сам, например, смелость. Ребёнок берёт куклу, говорит: «Пойдём!»,- и робко, с опаской всё же входит в тёмную комнату за какой-нибудь игрушкой. Вроде кукла смелая, но только ли она?
Меленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры – ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.
Игра с куклой так же удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях. Так же любопытство удовлетворяется в деструктивных действиях с куклой: ребёнок ломает, раздевает куклу, смотрит, что у неё внутри.
То, как будет играть с куклой ребёнок, так же зависит и от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры. А более нежные черты лица, больший, относительно размеров тела, размер головы, пухловатость – заботу, покровительство. Кукла задаёт образ человека, формирует понятие у ребёнка о добре и зле, хорошем и плохом.
Кукла способствует развитию фантазии, особенно если у неё непроработанные черты лица. Это заставляет детскую фантазию работать во всю, так как ребёнок сам, в таком случае, задать настроение кукле. Она может смеяться или плакать, злиться или показывать язык, и всё это со статичным, неподвижным лицом куклы и прекрасной работой детского воображения.
Ну, разве какой-нибудь конструктор сможет дать столь разнообразное, разностороннее развитие ребёнку? Несомненно, нет! Поэтому кукла должна быть у каждого ребёнка.

Влияние материала и форм куклы на психическое развитие ребёнка

Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции – всё это тоже, несомненно, влияет на психику ребёнка.
Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре, и вырастая, они начинают изводить себя диетами, чтобы стать стройнее, добиться мнимого идеала. Или вот, такой ещё случай, подтверждающий влияние пропорций куклы на ребёнка. Одной девочке мама сшила куклу, но очень торопилась, поэтому лицо у игрушки получилось кривоватым. Через некоторое время, после игры с этой куклой, девочка стала перекашивать лицо, и именно так, как было у куклы. Даже в обычном состоянии, вне игры с куклой, у неё сохранялось это выражение. Лишь после того, как кукле переделали лицо, лицо девочки тоже пришло в норму. Всё это связано с тем, что ребёнок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность куклы, не перенося её качества на себя, так как ещё недостаточно сформирован в это время образ человека.
Качество и текстура материала, из которого сделана кукла, так же имеют значение. Это было установлено исследованиями. Дети по-разному относятся к игрушкам, сделанным из разных материалов. Мягкие и пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулирую ребёнка к игре. В то же время шершавые и холодящие материалы вызывают негативное отношение.
И поэтому ребёнку требуется правильный подбор куклы по материалам и пропорциям. Если этого сделано не будет, то кукла будет оказывать негативное воздействие на ребёнка.

Мальчики и игра в куклы
Большинство взрослых уверенно, что игра в куклы только для девочек. А между прочим, мальчики, лет 2-3, охотно играют в куклы, так же как и девочки: они укладывают куклу спать, возят в коляске, носят на руках. Пап это обычно удивляет и сильно шокирует.
Как говорилось ранее, это абсолютно нормальное поведение любого ребёнка этого возраста, ведь происходит подражание взрослым. Малыш проделывает всё то же, что его мама делает с ним. Происходит освоение социальной и эмоциональной сфер жизни. Ребёнок, таким образом, учится взаимодействовать с другими.
Но по решению взрослых, у мальчика отбирается простая кукла и заменяется на различные технические игрушки, или какого-нибудь монстрика, в лучшем случае солдата. Этим самым ребёнок лишается правильного эмоционального развития, идёт выработка агрессивного поведения, малыш не научается правильному взаимодействию, не получает правильного социального опыта.
Поэтому важно, чтобы хотя бы в этом возрасте мальчик имел возможность играть с куклами. Совсем не обязательно понимать под этим игру именно в куклы для девочек, ведь существуют разные виды кукол. Подрастая, малыш сам перейдёт к другим видам игрушек, более характерным для его пола.

Психологическое влияние куклы в различных возрастах
Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла, каждая со своим набором характеристик. Так чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы. Если неправильно подобрать куклу, то она может даже негативно повлиять на психику ребёнка, или же просто он не будет понимать, что с ней делать, и сломает.
С куклой можно знакомить ребёнка с первых месяцев жизни. Первое, что мы можем наблюдать при встрече младенца с куклой – это то, что малыш, вглядываясь в ее лицо, узнает в нем человеческий образ. Пусть первая куколка лишь отдалённо напоминает человека, но зато она имеет много “элементов” для игры. Такая простая игрушка даёт малышу много ощущений – разная структура и поверхность материала (фланель и ситец), твёрдая голова и мягкие ножки, спокойные, но все-таки разные, оттенки цвета. Ее удобно держать в руках, она лёгкая, мягкая на ощупь. Такая игрушка способствует развитию тактильной чувствительности ребёнка. куколки делаются “без лица” – малыш будет каждый раз сам “дорисовывать”, “додумывать” нужное настроение для своей игрушки. Причём кукла должна появиться не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребёнок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Желательно что бы такая кукла была тряпичной, мягкой, приятной на ощупь и без пластиковых деталей.
Начиная со второго года общение с куклой – это буквальное подражание. Ребёнок делает с куклой то же, что мама делает с ним – кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. Интересно, что чем более подробно ребёнок ощущает себя самого, и чем более полно он осваивает своё окружение, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. Здесь кукла должна быть более детализированной, у неё должна появиться одежда, быть хорошо обозначены черты лица.
Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками – ребёнок становится творцом своего мира и режиссёром событий, в нем происходящих. Между ними разыгрываются вполне реальные события. Это – свидетельство воображения малыша. Наиболее естественно и органично такая игра происходит с маленькими куклами. Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Минимализм в чертах лица куклы не действует агрессивно на фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение не закреплено на лице куклы в виде постоянной улыбки, оно может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна. Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, т.к. у ребёнка должно сложиться правильное представление, гармоничный образ человека – залог будущего психического и физического здоровья. В этом состоит терапевтическое воздействие куклы.
К 5 годам игра выходит на новый уровень. Она выходит за пределы семейно-бытовых сюжетов и включает более широкий социальный контекст. Дети играют в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, словом в то, с чем встречаются в своей жизни. Дошкольники точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнёры, но и куклы. В этот период куклы должны наиболее соответствовать образу человека, так как дети ещё не способны понять и оценить карикатурность и утрированность куклы, не перенося её черты на себя.
Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление куклы-младенца, но без технических излишеств, а то игра в такую куклу у ребёнка превратиться в механические действия, а не игру.
По мере взросления ребёнка, старше становится и кукла. Постепенно она становится не только предметом заботы и ухода, но и задаёт образ взрослого человека – девушки или юноши.
В младшем школьном возрасте ребёнок продолжает играть. Мальчик по-прежнему любит своего мишку, играет солдатиками и машинками. Девочка не расстаётся с куклой. Однако дети стремятся скрыть от других свои привязанности к игрушкам – ведь они теперь школьники! Здесь следует помочь ребёнку продолжать играть с любимыми мишками и куклами. Игра постепенно приобретёт качественно иное содержание: постепенно ребёнок перестанет наделять свою игрушку человеческими качествами, эмоции его станут спокойнее и игрушка займёт своё место в воспоминаниях детства, а в настоящем ребёнок сохранит к ней милое чувство приязни и благодарности. Дальнейшее развитие ребёнка расставит все по своим местам.

Социализирующее воздействие куклы
Социализация воздействует на ребёнка с самого момента рождения. Она проявляется почти во всём: отношении, воспитании, обучении, игре. Очень активно социализация проявляется в игре, особенно с куклами.
Кукла – образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Поэтому ей можно назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по Эльконину) — это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта. Через куклу он усваивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живёт; выстраивается образ человека, его поведения, познаются такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.
В младшем школьном возрасте, дети в основном повторяют действия за взрослыми: как взрослый кормит ребёнка, так и ребёнок кормит куклу, как взрослый купает малыша, так и он купает свою игрушку. В старшем возрасте у детей появляется ролевая игра, их игры с куклами приобретают более широкий социальный контекст: они играют в докторов, парикмахерскую, дочки-матери. В этих играх ребёнок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Некоторые исследователи считают, что игра девочек в дочки-матери – это проявление материнского инстинкта. Однако, Эльконин приводит доказательства неправильности этих суждений и говорит о том, что данной игрой воспроизводятся общественные отношения, принятие в данном обществе, а так же общественное разделение труда по уходу за детьми. К тому же, через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье.
Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и является одной из главных социализирующих игрушек.

Читайте также:  Ребенок икает после кормления: что делать?

Негативное влияние неправильно подобранной куклы
Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки, или несоответствии её возрасту ребёнка.
Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Первое – это закупорка, торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами – это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх – свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, – при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия. Игра заменяется манипулированием.
Надо понимать, что облегчая задачу ребёнка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребёнка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие. Во всех этих случаях ни о какой игре не может быть и речи. Ребёнок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.
Вот таким образом проявляются негативные влияния куклы на психику ребёнка, но проявляются они только тогда, когда кукла подобрана неправильно.

Таким образом, находясь все время рядом, кукла является лучшим другом ребёнка, постоянным партнёром для игр, и в то же время его наставником, молчаливым учителем. Чему же обучает кукла? Человеческим взаимоотношениям. Благодаря игре с куклой ребёнок проигрывает различные житейские ситуации, учится правильно в них ориентироваться. С куклой он проходит школу социализации. Она оказывается незаменима в своём положительном влиянии на психику ребёнка. Ни одна игрушка в детской не способна дать столько, сколько даёт простая кукла.
Однако, если кукла неправильно подобрана, она может оказывать отрицательный, тормозящий эффект для детского развития. Поэтому надо знать в каком возрасте и как именно она влияет на ребёнка. И только тогда, учитывая все особенности, можно добиться наиболее гармоничного развития личности ребёнка

Статья подготовлена на основе научной работы «Психологическая роль куклы в развитии ребёнка», автор А.О.Тетерева (Тульский Государственный Университет Тула, Россия)

Роль куклы в развитии детей

Детские игрушки бывают самыми разнообразными, однако центральное место в жизни любого малыша всегда занимает кукла. И, как говорят психологи, не зря. Ведь с ее помощью карапуз овладевает основными навыкам самообслуживания, воспроизводит поступки окружающих людей, развивает речь и моторику. А чему еще может научить вашего ребенка эта обычная игрушка?

Многие родители почему-то уверены, что игра с пупсами – это исключительно девчачье развлечение. Спешим успокоить шокированных пап, чьи двухлетние сыновья с удовольствием катают детские коляски. Здесь нет ничего настораживающего и, тем более, предосудительного. Каждый малыш нуждается в усвоении норм и правил человеческих отношений, так что не лишайте мальчишек игр с пупсиками. А об их пользе мы расскажем далее.

Чему может научить кукла?

  1. В раннем возрасте она заменяет сверстников и готовит вашего отпрыска к будущим контактам с ними. В детском саду он постепенно переходит от единоличного взаимодействия с пупсом к полноценным сюжетно-ролевым играм с одногруппниками.
  2. Одевание и раздевание игрушки представляется особенно интересным для детей. Они запоминают, в какой очередности нужно надевать трусики, колготки, носки, верхнюю одежду. Также они учатся застегивать пуговицы, прижимать заклепки, взаимодействовать с застежкой «молнией». Все эти умения они затем применяют в реальной жизни.
  3. Она помогает вашему карапузу пополнить словарный запас новыми словами. Тот запоминает названия различных частей тела (руки, ноги, животик) и лица (глаза, нос, рот и уши). С помощью куколки демонстрируются самые разные действия: купаться, бегать, прыгать, лежать, чтобы ребятишки поняли значение глаголов.
  4. Полуторагодовалое чадо, играя с резиновой красавицей, учится правильно держать и использовать такие предметы, как бутылочки, ложки, тарелки, кружки и вилки. Он также обучается первым гигиеническим навыкам: расчесыванию волос, мытью ручек, пользованию зубной щеткой, взаимодействию с горшком.
  5. Девочка, пеленая своего пупса и напевая ему колыбельные, примеряет главную женскую роль – мамы. Только с куклой можно поиграть в психологически важное занятие «Дочки-матери», которое формирует опыт семейных взаимоотношений, развивает ответственность, заботу и доброту.
  6. Через манипуляции с пупсиком некоторые родители подготавливают свою дочку или сына к появлению в их жизни младшего брата или сестренки. Ведь куколку можно кормить, переодевать и укачивать, тем более что сегодня для этого есть и специальные подгузники, и крошечная одежда, и множество других вещей.
  7. Дополнительные кукольные аксессуары позволяют детям лучше ориентироваться во взрослом мире. Игрушечные кухни помогают девочкам стать еще более похожими на свои мам, а «кипящий» чайник и кастрюля «с супом» безопасны, в отличие от настоящих.
  8. Любимой Катьке или Машке малышка может рассказать о своем настроении, поделиться с ней неудачами и радостями, проиграть тревожащие ситуации, окончив их на положительной ноте. Это помогает детям уйти от беспокойства и негативных эмоций.

Выбираем куклу – необходимые параметры

Возле полок с детскими товарами не только у ребятишек, но и у родителей порой разбегаются глаза. Приобретая пластиковую красавицу, нужно помнить, что неправильный выбор может навредить вашему чаду.

Основные требования к кукле (для малыша до 5 лет):

  • детская (без намеков на сексуальность) внешность, правильные пропорции тела;
  • материалы, из которых сделана игрушка, обязательно должны быть натуральными, безопасными для крохи;
  • отсутствие острых углов, мелких отсоединяющихся деталей;
  • прочные волосы, которые не выпадут после действий маленьких парикмахеров;
  • мимика не должна быть чересчур яркой, чтобы малыш сам смог додумать различные чувства;
  • легкость смены гардероба.

Выбрать куклу, посмотреть цены, ознакомиться с отзывами можете в интернет магазине акушерство.ру – куклы

Совершенно невозможно представить счастливое детство без кукол – они придуманы для того чтобы помочь малышам взрослеть. Помните, что ребенку абсолютно не важно, дешевая у него игрушка или дорогая. Самое главное, чтобы она была интересной, приятной на вид и безопасной. Правильно выбранная кукла непременно станет лучшей подружкой для девочки, ее постоянным партнером по играм.

Роль игрушки в психическом развитии ребенка

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

статья ” Роль куклы в жизни ребенка”

Содержимое публикации

Кушева Светлана Николаевна

ГКУЗ « Областной Дом ребенка №7» , г.Златоуст

Роль куклы в жизни ребенка.

Ведущей деятельностью ребенка является игра. Обучающий материал, который используется ребенком в игре, усваивается быстрее, легче. В игровой форме сложные и порой малоинтересные упражнения становятся увлекательным занятием. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Основным объектом такой социальной проекции достаточно долгое время остаются куклы.

Куклотерапия, как метод, основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки, с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии, где в качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя).

Куклотерапия широко используется для улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач, смех и т.д.) и снятием нервно-психического напряжения.

В современном мире отмечается рост числа детей с проблемами речи, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье. Одним из актуальных вопросов коррекционной педагогики является поиск новых форм и методов обучения детей с недоразвитием речи. Это связано с возможностью обновления и качественного улучшения системы речевого развития детей.

Психотерапия работает с куклами уже давно, начиная с дочери Зигмунда Фрейда – Анны Фрейд, которая посвятила свою жизнь детям, создав детский психоанализ, а по существу – детскую психотерапию. Но раньше психологи работали с готовыми куклами. С использованием в педагогике сказкотерапии на волне возрождения давно забытого старого возродился и интерес к кукле, изготовленной вручную.

Игра с куклой – это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.

это тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных детей;

это лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации в семье, в коллективе;

это формулировка и репетиция сценариев, образов своего желаемого будущего;

это тренинг по умению «держать себя в руках» (навык саморегуляции);

это тренинг по выработке навыков адекватного выражения собственных чувств.

Процесс использования куклотерапии проходит в два этапа:

Использование кукол для отработки значимых эмоциональных состояний.

Коррекционная функция процесса изготовления кукол состоит в том, что, увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение.

В куклотерапии используются такие варианты кукол, как:

Куклы-марионетки. Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой. Такая кукла состоит из головы и платья с вшитыми рукавами, она очень проста в управлении: одна нить служит для управления головой, другая – руками. Кукла может иметь одно лицо или сменные лица (что позволяет ребенку моделировать различные эмоции), а может быть без лица (что позволяет ребенку фантазировать – в каком настроении находится герой куклы).

Работа с куклой-марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений; проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким-то причинам не может или не позволяет себе проявлять. «Оживляя» куклу, ребенок впервые в жизни ощущает взрослую ответственность за действия куклы, за ее «жизнь»; может осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменениями движений куклы; учится находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям; развивать произвольное внимание и способность к концентрации.

Пальчиковые куклы. Наиболее простым вариантом пальчиковых кукол являются шарики от пинг-понга или пустые скорлупки от яиц, на которых нарисованы различные выражения лиц, различные персонажи. Пальчиковые куклы могут также изготавливаться из плотного картона в виде небольших цилиндров, размер которых подбирается по размеру пальцев ребенка.

Теневые куклы. Теневые куклы используются для работы теневого театра и изготавливаются из черного или темного картона, или бумаги. Такие куклы используются преимущественно для работы над детскими страхами. Играя с такой куклой в теневом театре, ребенок получает опыт решения своей проблемы.

Обычно страх невидим. Реализуя страх в виде куклы, ребенок овладевает ситуацией, и материализованный в кукле страх лишается своей эмоциональной напряженности, своей пугающей составляющей. Ребенок может делать со своей «куклой-страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра и теневых кукол.

Веревочные куклы. Веревочные куклы являются многофункциональными. Они эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности. Такая кукла может быть размером в рост ребенка. Она проста в изготовлении: из веревки собирается контур куклы, за петельку голова куклы пристегивается на рубашку ребенка, а палец ребенка продевается в петли, находящиеся на ладошках куклы. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями.

Читайте также:  Можно ли кормящей маме зефир?

Плоскостные куклы. Плоскостная кукла представляет собой модель куклы, вырезанной из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися. Такого рода куклы используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, с нарушением образа «Я». Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям.

Перчаточные куклы. Перчаточные куклы традиционно используются для детских кукольных театров, различных инсценировок, изображений сказок.

Объемные куклы. Объемные куклы традиционно используются для проигрывания ролевых игр. Это обычные игрушки размером в рост человека.

Типы вождения кукол

Снаружи – ребенок управляет стоящими куклами, объемными куклами.

Сверху – работа с куклами-марионетками.

Изнутри – ребенок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами.

Снизу – управление колпачковыми и перчаточными куклами.

Оживляя куклу, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на ее поведении. Таким образом, он получает оперативную недирективную обратную связь на свои действия. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным.

Достижение лечебного эффекта куклотерапии возможно двумя способами.

Первый (довольно редкий), используется, если человек – болен, устал, у него депрессия, что-то накипело на душе, то человек может изготовить куклу, которая будет олицетворять эту его боль. Эта кукла будет «плохой» куклой, и человек постарается уничтожить её после того, как это «что-то» покинет его вместе с последним стежком.

Психотерапевты говорят: чтобы в Вашу жизнь пришло что-то новое, старое должно уйти, зажить своей жизнью. Но куда уйдёт старое? Чтобы «отпустить» старое, мы должны дать ему его собственную самостоятельную жизнь в теле куклы.

Второй (более распространённый) механизм заключается в эмоциональном состоянии, которое многие люди испытывают, когда заканчивают работать над своей куклой. Это прилив сил и радости. Изготовленная кукла потом становится их талисманом, помощником, кукла радует.

Ну и наконец, изготовление и вождение кукол даёт нам всем (и детям и взрослым) следующее:

развивает мелкую моторику руки и пластику кисти («Мануальный интеллект»);

развивает способности к образному мышлению;

учит концентрировать внимание;

развивает очень редкое умение: выражать характер малыми средствами.

В куклотерапии возможны индивидуальная и групповая формы куклотерапии.

Методика использования куклотерапии в педагогике предусматривает проведение нескольких занятий.

Первый этап (первое занятие): изготовление (пошив) куклы

Второй этап (второе занятие): обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством педагога, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой.

Третий этап (все последующие занятия) – сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки с помощью куклы, выполнение сложных сюжетных заданий педагога с помощью кукол, создание кукольного театра.

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи. Например, расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель.

Очень давно применяют перчаточных кукол в своей работе учителя начальных классов и воспитатели детских садов. На первых занятиях дети знакомятся с забавными кукольными персонажами: Незнайкой, Петрушкой, Буратино. Вместе с ними дети отправляются в путешествие в мир знаний.

На математике, русском языке, чтении, иностранном языке кукольные персонажи вместе с обучающимися осваивают навыки счета, чтения, письма. Они могут ошибаться, а задача детей -поправлять, находить ошибки. Кроме кукол – положительных персонажей, на уроках и занятиях может присутствовать, например, коварная Баба-Яга, которая будет мешать выполнять задание детям. Могут куклы принимать участие и в библиотечных уроках для детей, где они знакомят с правилами пользования библиотекой, учат, как надо обращаться с книгами.

Куклы могут служить и наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер. Действительно, куклы могут многое, но не нужно забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и потому многое зависит от того, в чьих руках они оказываются. При грамотном педагогическом подходе куклотерапия станет эффективным инструментом для коррекции эмоционально-личностных проблем, для формирования социальной уверенности и адаптации детей, для обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта детей в коллективе.

Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»

Татьяна Титова
Консультация «Роль куклы в жизни ребенка дошкольника»

Куклы занимают особое место среди игрушек детей, т. к. кукла задействует особые функции в развитии психики ребёнка. Одна из таких функций – это воспитание человеческих чувств, нравственности. Кукла – образ человека в игре ребёнка. Когда ребёнок не имеет товарища по игре. Он заменяет его куклой. Она – идеальный друг, который всегда рядом и не помнит зла.

Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают. Происходит отработка простейших жизненных навыков.

Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.

Положительное влияние игровой деятельности с куклами заключается в том, что куклы развивают в детях зарождающееся родительское чувство, являются для детей партнерами по общению, позволяют закреплять социальный интерес к жизни людей. Через кукольный мир дети входят в мир полноправными членами общества. Ребенок реализует отношение к кукле как образу человека через игры, позволяющие проявлять это отношение в конкретной, хотя и воображаемой ситуации. Каждому возрасту ребёнка должна соответствовать определённая кукла. Так чем младше ребёнок, тем менее конкретной может быть кукла, и соответственно чем старше, тем более детализованным становится облик куклы. Куклымогут отображать самые разнообразные образы:

Куклы-малыши

Куклы-девочки

Куклы – мальчики

Куклы – модницы

Сезонная кукла.

Кукла – взрослый

Кукла – доктор

Кукла – пожарный и другие.

При использовании кукол необходимо соблюдать следующие правила: куклу необходимо «очеловечить»: дать имя, придумать биографию; она должна быть членом семьи детского сада и принимать участие в разных режимных моментах.

Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка, но случается это обычно при неправильном подборе игрушки, или несоответствии её возрасту ребёнка.

Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Что же происходит, когда ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения? Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами – это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби – это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх – свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, – при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности, сама игрушка навязывает ему определённые действия.

Благодарю за внимание!

Консультация для педагогов «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» Дошкольный возраст – наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» Сказка в развитии детей имеет огромное значение: развивает фантазию и правильную речь. Она помогает учить детей жизни, знакомит с добром.

Консультация для родителей «Роль игрушки в жизни ребенка» Консультация для родителей: «Роль игрушки в жизни ребёнка» С появлением в семье ребенка сразу же возникает вопрос о приобретении игрушек.

Консультация для родителей «Роль игры в жизни дошкольника. Виды игр» Чем занимаются дошкольники основную часть своей жизни? Играют во все на свете. Игра помогает им без принуждения получать новые знания, навыки,.

Консультация для родителей «Роль музыки в жизни современного ребенка» Роль музыки в жизни современного ребенка. Консультация для родителей С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют.

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка» Роли детских сказок в развитии детей многогранны. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом.

Консультация для родителей «Роль театра в жизни ребенка» составитель: Тимофеева Л. Н., воспитатель Театр в жизни ребенка. Консультация для родителей Детский.

Консультация «Современные мультфильмы и их роль в жизни ребенка» Консультация для родителей «Современные мультфильмы и их роль в жизни ребенка». Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей,.

Консультация для воспитателей «Роль игры в жизни ребенка» «Роль игры в жизни ребенка Игра – это свободная деятельность детей, которая осознаётся как “ненастоящая”, но способная полностью захватить.

Роль игры и сказки в жизни ребенка-дошкольника. Фотоотчет о постановке сказки «Коза и семеро козлят на семейный лад» Мы знаем, что в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности у детей – это игра. Через игру ребенок получает жизненный опыт, учится договариваться.

РОЛЬ КУКЛЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

магистрант, кафедра Психологии и педагогики детства, С(А)ФУ им. М.В. Ломоносова,

РФ, г. Архангельск

Уникальный период жизни человека – детство, время формирования личности. В дошкольном возрасте закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание. Одним из факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, является игра с куклой.

«Маленькая тряпичная кукла – это хранительница глубоких традиций, она обогащает наш духовный мир и несет тепло и радость в сегодняшний неспокойный день» (О. Рудометова, Каргопольский музей).

Так отзывались о традиционной тряпичной кукле наши предки. Меняются времена, видоизменяются куклы, превращаясь из тряпичных в куклы из пластика и прочих материалов, теперь их изготавливают не вручную, а на различных заводах, но эти куклы так же привносят радость и тепло в жизнь детей и взрослых.

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой дается следующее определение куклы:

«Кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Фигура человека или животного, сделанная из какого-либо материала, как действующее лицо специальных театральных представлений» [6]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод – куклы предназначены для игры детям, они могут быть изготовлены из различных материалов, также кукла служит действующим лицом театрального представления.

Игра в жизни ребенка – это активное средство познания мира и воспитания чувств, а хорошая кукла способствует образному восприятию мира ребенком.

Существует классификация кукол, разделяющая их на куклы – обереги, обрядовые, игровые.

К куклам – оберегам относятся куклы «Куватка», отгоняющая злую силу; «Ангелочек», которую в старину делали в подарок на именины.

Обрядовые куклы в давние времена изготавливались для совершения обрядов и имели ритуальное значение. Это куклы «Покосница», изображавшая женщину во время сенокоса; «Купавка», олицетворявшая собой начало купаний; «Крупеничка», наполненная зерном и дарившаяся на праздники.

Игровые куклы предназначаются для забавы детям. В старину они делались из тряпок и прочего подручного материала, сворачивались, сшивались взрослыми или самими детьми. У современных детей появилось больше возможностей – куклу не только можно сделать самому, но и купить готовую в магазине. Несмотря на такое разнообразие и доступность кукол сегодня, они продолжают выполнять свои первозданные функции – радовать ребенка, приучать его к труду, снимать эмоциональное напряжение, помогать проигрывать различные социальные роли, развивать творческие способности.

Так, тряпичная кукла хороша тем, что ей может играть даже самый маленький ребенок – ведь она мягкая и приятная на ощупь. Тряпичная кукла является нянькой для ребенка – обнимая такую игрушку, малыш чувствует себя защищенным и засыпает быстрее. Для изготовления такой куклы используются различные материалы: хлопок, бархат, фланель, шерсть. А при прикосновении к разным тканям у ребенка развивается сенсорика и познавательные способности. Внутрь тряпичной игрушки иногда вшиваются мелкие предметы, крупы, что полезно для тренировки моторики рук [3]. Тряпичная кукла успокаивает ребенка, снимает эмоциональное напряжение, помогает расслабиться и уснуть. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно изготовить куклу. В процессе изготовления дети подбирают ткани, украшения для игрушки, тем самым развивается эстетический вкус и творческие способности. Ребенок может проявить свое творчество – сделать куклу такой, какой ее рисуют собственные воображение и фантазия. Кукла приучает к труду и бережному отношению к предметам – самодельную куклу ребенок не будет портить, так как в нее вложены его силы, старание и частичка души.

Читайте также:  Можно ли кормить грудью при беременности?

При изготовлении ребенком народной куклы осуществляется передача традиций и опыта предков. Ребенок изучает костюм, обряды и праздники, связанные с изготавливаемой куклой. Каждый элемент народной куклы, ее одежды несет определенное значение. Так, красный цвет в одежде служит оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Кукольная одежда точно передает особенности местных костюмов [1]. Таким образом, при помощи изготовления народной куклы, игры с нею реализуется преемственность поколений, передача бесценного опыта предков.

Современная кукла – девочка похожа на ребенка 3–6 лет. Дети с интересом её переодевают, завязывают ей банты, поят чаем за кукольным столиком, кормят с ложечки. Такая кукла воспринимается детьми не только как «дочка», но и как подружка, которая учит дружить, общаться, помогает запомнить правила этикета. Разыгрывая разные жизненные ситуации, девочка приучается к труду. В процессе одевания и раздевания кукол, представляющем интерес для ребёнка, он запоминает, в каком порядке должны надеваться вещи, и какая вещь, для какой ситуации предназначена. Эти полученные навыки в дальнейшем применяются в жизни. Кукла формирует понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле, оставляя простор для фантазий и возможности реализации своих идей.

Кукла для ребенка является настоящей подружкой, с ней он разговаривает, делится заботами, переживаниями, радостями. Ребенок, играя с куклой, в зависимости от настроения, наделяет куклу мыслями, чувствами, присущими ему самому.

Таким образом, через игру с куклой приобретенные детьми знания лучше усваиваются. Ведь когда дети “учат” чему – то свою куклу, сами уже никогда не поступят наоборот [2]. Через игру девочка идентифицирует себя с мамой, копируя и усваивая присущие женщинам черты. Примеряя на себя роль матери, она не только получает социальные навыки, но и отчасти компенсирует свое зависимое от взрослых положение, утверждая свое превосходство над куклой – дочкой. Через игру в куклы ребенок выражает свои чувства, порой скрытые от глаз взрослых, потребности, свое отношение к той или иной жизненной ситуации. По этой причине куклы могут использоваться как детектор неблагополучия, и как средство, с помощью которого ребенок может поведать о своих сложностях и секретах.

Игры с театральными куклами, к которым относятся пальчиковые, теневые, куклы на руку, марионетки, влияют на развитие артистичности – того качества личности, которое помогает ребенку приспособиться к условиям окружающей среды, принять на себя ту или иную социальную роль, управлять своими чувствами и эмоциями [7]. Участие ребенка в кукольном театре помогает раскрыть его внутренний потенциал, развивает фантазию, воображение, побуждает импровизировать и проявлять творчество.

Порой одушевленные ребенком куклы и предметы лучше, чем живой собеседник, потому что они не могут нарушить течения его мысли, его игры.

Ребенок способен управлять своим персонажем и действовать так, как хочется ему – иногда пошалить, ведь кукле это разрешено, то есть воплотить свои желания. Прежде, чем начать игру дети продумывают, какого образа будут придерживаться их куклы, наделяют их характерными чертами, манерами. Затем словесные образы кукол оживляются, воплощаются в игре.

Таким образом, игра с куклой выполняет одну из важнейших ролей в психическом развитии ребенка дошкольного возраста. Кукла, будь то народная тряпичная или современная из пластика, несомненно, приносит радость ребенку, приучает его к труду, снимает эмоциональное напряжение, помогает проигрывать различные социальные роли и развивать творческие способности.

Кукла – доступный и значимый проводник в мир взаимоотношений и быта взрослых; элемент культуры, обеспечивающий связь поколений; фактор благоприятного развития ребенка-дошкольника.

Роль куклы в развитии детей

1.Какую роль в воспитании детей играют куклы?

Кукла имеет важное значение для эмоционального и психического развития детей.

Куклы – наше отражение. В ней ребёнок реализует свой опыт, воспроизводит действия людей, которые его окружают. Поэтому игрушка нужна и девочке и мальчику. Играя, ребенок использует воображение и творческие способности.

Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Кукла выполняет разные роли и является помощницей и близким другом ребёнка. Малыш ведет с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Играя с куклой, ребёнок отражает свои представления о событиях в жизни. С куклой можно погулять, почитать сказку, уложить спать. Она поможет ребенку запомнить названия основных частей тела и лица, а также названия предметов одежды. С помощью куклы можно показать ребенку различные действия – спать, бежать, прыгать и т.д., чтобы ребенок усвоил значения глаголов.

Одевание и раздевание кукол представляет особый интерес для ребёнка. Ребенок запоминает в каком порядке должны быть одеты вещи и какая вещь для какой ситуации предназначена. Все эти навыки в дальнейшем он применяет в жизни.

Кукла должна формировать понимание о красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добре и зле.

Хорошая кукла должна оставлять простор для фантазий, дать возможность собственным идеям – т.е. быть открытой для игры. В противном случае – тормозится развитие ребенка. Куклы, оснащенные специальными программами, живут «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка. И ребенок, нажимая на кнопки – становится «приставкой». Мозг ребенка, как и его эмоции, должны работать в игре. А как поработаешь, если кукла все делает сама. Нет смысла фантазировать и думать. Механизм работает – малыш скучает. И просит покупать одну игрушку за другой – не потому что не во что, а цель игры не достигнута.

Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. И со временем могут стать качествами самого ребенка.

2. На что надо обращать внимание при покупке?

Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор игрушек, покупая которые, мы редко задумываемся – сколько пользы они могут принести, а сколько вреда.

Для маленького ребенка:

– экологический материал, без резкого запаха, мягкий и приятный на ощупь;

– игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц;

– волосы прочно держатся, их можно расчёсывать;

– телесные признаки пола отсутствуют;

– куклу можно переодевать без расчленения тела;

По мере взросления ребенка, старше становится и кукла:

– у куклы должна быть одежда, подходящая по возрасту и сезону;

– девочки имеют право играть в солдатики, а мальчики – интересоваться куклами – модницами: так дети познают различие полов и социальных ролей;

– для ребенка не важна цена куклы, кому –то ближе дешёвый голыш, чем шикарная, но нелюбимая кукла – поэтому всегда интересуйтесь у ребенка – что именно ему хотелось бы.

Надо помнить, что маленьких детей пугают большие игрушки – одного с ними роста, а тем более, выше

Родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

3. Плюсы и минусы куклы Барби.

Барби – феномен нашего времени. Она прочно вошла в нашу жизнь и каждая девочка мечтает иметь хотя бы одну куклу. Поэтому исключить её вряд ли возможно, да и надо ли? Но следует помнить, что Барби подходит девочкам школьного возраста и игра с ней не должна превращаться в коллекционирование.

К этой кукле у психологов неоднозначное отношение. Кто – то считает, что эта кукла подменяет настоящую игру, наполненную фантазией, примитивным внешним позёрством. А ведь игра – это работа фантазии. А тут все готово – дом, хозяйство, бассейн, телефон, предметы одежды, даже друг. Ничего не нужно самостоятельно создавать. Т.е. кукла сама диктует ребенку – что с ней надо делать. Ни о какой свободе и творчестве в такой «игре» не может быть и речи. Как сказал Жванецкий : «В ней всё, чтобы потреблять…И ничего, чтобы думать.»

Также, недоброжелатели Барби считают, что она порождает:

– культ красоты и материальных ценностей;

– стремление к потребительству;

– низкую самооценку -обычная девочка никак не подходит под эталон Барби, отчего начинают чувствовать себя некрасивыми, толстушками и т.д.

– отсутствие у ребенка возможности проживать родительские роли – Барби не запеленаешь и спать не уложишь.

Сторонники Барби считают, что она – образец женской красоты, в отличии от других кукол – у нее наличие груди, т.е. половые признаки взрослой девушки. Она – не «дочка», не «мама», а красавица принцесса. И это позволяет осуществить девочке мечту – стать принцессой. Ведь в сказках принцы женятся не на «добрых мамочках», а на прекрасных принцессах, с которыми девочка, естественно, отождествляет себя в своих фантазиях.

Преимущества этой куклы и в том, что она долговечна, её можно мыть, расчёсывать, переодевать в красивую одежду. Она может менять профессию, сопровождается соответствующими аксессуарами.

Здесь единого мнения нет и у каждого есть свой выбор – как к ней относиться.

4. Какие моменты в поведении ребёнка можно скорректировать при помощи кукол?

Единственно, что я могу сказать – существует куклотерапия. (Она входит в состав Арт-терапии). С помощью неё психологи работают с детскими страхами.

5. Есть мнение, что игры с куклами – младенцами вредны. Обоснованы ли такие опасения?

Я считаю, что не обоснованы. Пупсы – голыши – самые популярные и традиционные куклы. Пеленая и баюкая пупса, девочка «тренируется» быть мамой. Эти с виду простые куклы развивают очень важные человеческие качества: доброту, ответственность, внимание, умение сочувствовать и помогать.

6. Некоторые родители беспокоятся, когда мальчики играют с куклами. Что делать?

Многие уверены, что кукла – это игрушка для девочек. Между тем, многие мальчики с удовольствием играют с куклами, что нередко шокирует пап. Ничего предосудительного и настораживающего здесь нет. Любой ребенок нуждается в усвоении и освоении человеческих отношений. Например, мальчик проигрывает с куклой различные конфликты, возникающие в его жизни. В игре «дочки – матери» мальчики участвуют в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу.

Мальчики играют в куклы по – своему. Они строят дома для кукол, катают их в машинках.

К сожалению, сегодняшние куклы для мальчиков оставляют желать лучшего. Мальчикам предлагаются герои, которые зачастую вообще не люди – человек – паук, Бэтмен, трансформеры и т.д.

Ребенок – мальчик или девочка, прежде всего, человек, а куклы способствуют развитию именно человеческого в ребенке. Так что, не лишайте мальчиков игр с куклами – для них это абсолютно необходимо.

7. Девочка играет с мальчишескими игрушками. Что делать?

В процессе развития у детей бывают разные периоды, когда и девочки и мальчики временно меняются ролями. Им становится интересно – во что играют другие дети. Например, машинки могут быть интересны не только мальчикам. Технические игрушки формируют у ребенка способность к изобретательству и техническому конструированию. И если у девочки есть интерес к этому, стоит ли препятствовать?

8. Что делать, если ребенок постоянно ломает игрушки?

Существуют причины и поводы для этого феномена:

– если игрушка не соответствует возрасту (например, слишком хрупкая);

– детское любопытство – желание понять, как устроена игрушка;

– двигательная неловкость. Малыш, вовремя не научившийся манипулировать с игрушками, получив к ним доступ – будет их ломать регулярно. Если ребенка приучали к игрушкам с рождения, но он так и не наловчился управляться с ними – обратитесь к невропатологу – не исключена задержка двигательных навыков, которая в дальнейшем создаст трудности;

– внутренняя агрессия – когда ребенок расстроен, возбужден. Он снимает стресс, ломая игрушки;

– досада – если у ребенка не складываются отношения со сложной игрушкой;

– игрушка просто не нравится. Стремление нанести вред ненавистному персонажу понять не трудно;

– игрушка низкого качества – некоторые изделия рассыпаются прямо в руках;

– ребенок болен – любое недомогание делает его раздражительным, неловким, нетерпеливым.

Не торопитесь наказывать детей за поломки – сначала выясните причину.

9. Полезны ли кукольные домики?

Скорее, полезны, чем вредны. Все зависит от финансовых возможностей родителей и их мастерства.

Добавить комментарий